Философия болезни. Холистическое понимание болезни.

Статья № 17
Серия публикаций, из примерно 80 - 100 статей,
по работам Юрия Михайловича Орлова,
создателя теории саногенного мышления.

просто и доступно о саногенном мышлении

Владимир Иванов

Нам только кажется, что процессы в организме протекают сами собою по каким то проторенным каналам. Но это не так. Все, что происходит в организме, осуществляется путем актов управления, большая часть которых происходят бессознательно, по привычке.

"Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства".

Уильям Шекспир
Английский поэт и драматург
В прошлый раз мы подробно рассмотрели концепцию, в которой болезнь является изъяном в управлении организмом. Большая часть управления, которая имеет место в мире, происходит автоматически, бессознательно и поэтому обычно к функционированию организма и отдельных органов не применяют термин "управление".

Но стоит помнить, что на самом деле нам только кажется, что процессы в организме протекают сами собою по каким то проторенным каналам. Но это не так. Все, что происходит в организме, осуществляется путем актов управления, большая часть которых происходят бессознательно, по привычке.

В тоже время ни одна философия болезни и здоровья не может быть полноценной без знания законов управления. Любое управление совершается управителем и во имя его "интересов". Таким управителем в конечном счете выступает организм как целое. Следовательно, болезнь может рассматриваться как нарушение целостности.

Холистическое понимание болезни – это как раз понимание болезни с позиции философии целостности. Организм, личность рассматриваются при этом подходе как целостность различного уровня организации и болезнь, как я сказал, является следствием нарушения целостности. Отсюда, по видимому, и слово "исцеление", которое можно понимать как восстановление целостности.

Рассмотрим эту концепцию на уже привычном нам примере желудка. Нетрудно понять, что желудок не повинен в язве, которая развивается из-за того, что на социальные ситуации и соответствующие им эмоции желудок реагирует пищеварительно.

Болезнь возникает не потому, что желудок плох, как думает больной. В этом случае это вовсе не болезнь желудка, хотя язва относится современной медициной к категории болезней желудка. Эта болезнь происходит от неадекватности поведения желудка, а источник ее находится в более высокой сфере организации целого, а именно в личности, которую мы именуем язвенной.

Это оказывается болезнью личности, которая проявляется через состояние желудка. Желудок работает исправно и честно по своей программе, но в результате этого получается болезненный результат по причине, к которой желудок как функциональная подсистема не имеет отношения. Это, повторяю, болезнь язвенной личности, которая и разъедает слизистую желудка.

Такой холистический, целостный подход в понимании болезни, несмотря на сопротивление многих влиятельных врачей, стал возможен благодаря проникновению в медицину психологии и других наук о поведении и управлении поведением.




Продолжение следует.
Иванов В.А.
Психолог Владимир Иванов
Рекомендуем к прочтению