Философия болезни. Концепция болезнетворного начала

Статья № 12
Серия публикаций, из примерно 80 - 100 статей,
по работам Юрия Михайловича Орлова,
создателя теории саногенного мышления.

просто и доступно о саногенном мышлении

Владимир Иванов

Человек независимо от того, врач он или больной, поневоле становится философом, так как вынужден размышлять о жизни, болезни и смерти.
«Философия является медициной души.»


Марк Туллий Цицерон
древнеримский политический деятель, оратор и философ
Человек независимо от того, врач он или больной, поневоле становится философом, так как вынужден размышлять о жизни, болезни и смерти. Когда одного античного философа спросили, что такое философия, то он ответил, что это размышление о смерти.

А смерти без болезни не бывает. Даже при аварии разворачивается кратковременная болезнь, поэтому сталкиваясь с заболеваниями мы вынуждены быть философами, вынуждены размышлять о здоровье, болезни и смерти.

Именно поэтому, если человек заболел, то независимо от того, как он относится к философии, он невольно начинает задумываться о сущности и причинах болезни, тем самым создавая свою собственную, домашнюю, философию болезни.

Любая философия же возникает в размышлении о причинах. Когда человек ищет причины, он моделирует ситуацию и создает определенную концепцию. Так, размышляя о болезни, он ищет причину болезни.

Это может быть представление о болезнетворном начале, о нарушении равновесия в работе организма, расстройстве слаженного механизма взаимодействия функциональных систем организма, о повреждениях или влияниях среды, с которыми организм не может справиться.
Сегодня поговорим подробнее о концепции болезнетворного начала.

Наши предки думали, что болезни возникают вследствие внедрения в тело и накопления там некоего болезнетворного начала. Оно может быть вещественным при отравлении, занозе, укусе змеи или бесплодным при душевных болезнях.

В соответствии с этими представлениями и вырабатывались способы предотвращения болезни, главным из которых являлось табуирование или безусловный запрет на соприкосновения с предметом или стихией, которые считались болезнетворными. Когда же это начало вредоносное считалось бесплодным, то совершались магические ритуалы, отгоняющие «злого духа».

Так считалось, что лихорадка появлялась оттого, что злой дух, Лихоманка, вселилась в тело, морозит его и жарит. Исходя из этих представлений, приглашались для лечения мастера по пусканию крови, извлечению занозы или по изгнанию злого духа.

Сегодня эта концепция болезнетворного приобрела более четкие формы. Узнав о существовании болезнетворных микробов и ядов и о том, как они действуют на организм, современный человек гордится этим научным знанием, хотя его философия остается на уровне наших предков.

Только представление о болезнетворном начале приобрело научную форму, а философия по сути осталась той же. Матери и сегодня обучают детей этой философии болезни, когда говорят ребенку: "Это бяка! Выплюнь это, иначе у тебя будет болеть живот!" И когда у ребенка заболит живот, он будет уверен, что съел нечто плохое.

Страх заразиться, навязчивое выполнение правил асептики имеют своей основой именно упомянутую концепцию, которая вместе с безусловной пользой иногда наносит не меньший вред здоровью, чем отсутствие знаний в области гигиены. Так человек, создающий вокруг себя стерильную среду, ослабляет свой иммунитет, направленный против микробных инфекций и, оказавшись в обычной среде, он быстро заболевает.

В борьбе c микробами методом уничтожения, а не путем повышения иммунитета, человек как правило терпит поражение.
В этой философии болезнетворного начала впервые была пробита брешь, когда врачи стали специально внедрять в организм специфическое болезнетворное начало, чтобы повысить защитные силы организма.

Таким образом они начали тренировать тело путем, например, прививки оспы. А яростное сопротивление прививкам оспы, вплоть до бунтов и линчевания врачей, поддерживалось не невежеством, как это принято думать, а именно описываемой нами философией болезнетворного начала.

«Вы что, отрицаете влияние болезнетворного начала?» – спросит нас строгий читатель, - «Ведь, если вы проглотили яд, то отравление наступит обязательно, хотя организм можно приучить, подобном царю Митридату потреблять яды.»
Нет, принципы мы не отрицаем. Совсем нетрудно понять, что философия может стать вредной с того момента, когда в центр ставится только один принцип, отрицая другие. Но стоит найти им правильное место в связке с другими возможными причинами болезни, и все становится на свои места.

Например, яды могут и не внедряться извне, а вырабатываться в организме. Так продукты гнева, неиспользованные в драке пре­вращаются в яд и организм стремится их вывести.

Холерный вибрион сам по себе для организма безопасен, а симптомы холеры возникают вследствие того, что продукты жизнедеятельности этих микробов для организма ядовиты. А продукты жизнедеятельности кишечной палочки не причиняют вреда организму, а даже полезны.


Продолжение следует...
Иванов В.А.
Психолог Владимир Иванов
Рекомендуем к прочтению