просто и доступно о саногенном мышлении

Владимир иванов

Формирование личности

Статья №2
Серия публикаций, из примерно 80 - 100 статей,
по работам Юрия Михайловича Орлова,
создателя теории саногенного мышления.
«Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое "я" и отделил себя от окружающего мира.»

Писарев, Дмитрий Иванович
русский публицист и литературный критик, революционный демократ
Личность не может развиться без социального окружения, но что же такое личность? Вопрос кажется банальным, но правильный ответ на него объясняет нам не только, кто мы есть, но и помогает лучше управлять собой.

Личность - это такое психическое образование, которое должно обеспечивать приспособление человека к его социальному окружению. Личность программирует наше поведение в соответствии с требованиями культуры и обеспечивает человеку социальное выживание.
Личность, конечно, может быть понята как некий набор, конфигурация черт или программ поведения, которые имеют определенную вероятность осуществиться в некоторой типичной ситуации. Например, агрессивность - черта которая проявляется в ситуации угрозы или возникающего препятствия.

Причем, вероятность такой реакции у агрессивной личности больше, чем у неагрессивной. Достигающая личность в любой ситуации усматривает возможность достижения успеха и возможность наслаждения им.

Добрый человек получает удовольствие от оказания помощи, поэтому часто ищет тех, кому плохо. Лживость - черта, проявляющаяся в том, что в ситуации угрозы человек чаще всего будет лгать. При этом ложь может быть мотивирована стремлением к успеху и признанию и проявляться даже в хвастовстве или в подлогах.
Поскольку черты личности по сути являются программами поведения, то и возникновение их, как и любого поведения, происходит по законам научения. Например, такая черта как стремление к успеху, развивается, если мать обращает внимание на малейший успех в играх ребенка и реагирует на него одобрительно.
Александра Копецкая
Руководитель компании
Чувство покоя
Вообще, в человеке на первоначальном этапе становления личности развиваются преимущественно те черты, которые соответствуют системе ценностей его матери, так как она положительно реагирует лаской и восхищением именно на те действия ребенка, которые соответствуют ее представлениям о хорошем.

Даже такое, кажущееся незначительным, действие матери, как невнимательное вскармливание, когда младенцу нужно каждый раз совершать активный поиск и усилие, чтобы насладиться едой, может вызвать установку: "В этом мире ничто само не дается, а за все нужно бороться", которая потом выразится в определенной черте характера ребенка.

Если же ребенка кормят даже сонного, независимо от его сознательных усилий к достижению цели, возникает иная установка: "Не стоит бороться. Все обойдется само собою". Точно так же в подростковом возрасте могут вырабатываться черты жестокости и вероломства, если они будут поддерживаться группой подростков или значимыми лидерами.
Часто с личностью в обществе происходит и обратный процесс, когда в ней подавляются наклонности, которые общество не признает. Например, половое влечение к сестре или к матери подавляется еще в семье и нормальная личность исключает из сферы своих половых интересов своих близких родственников противоположного пола.

Этот процесс образования или трансформации черт личности происходит в форме латентного, скрытого научения, так как эмоциональные подкрепления происходят часто непреднамеренно.
Личность по сути является продуктом социального научения, но в тоже время она радикально меняет ситуацию и вносит в научение человека некоторые особенности. Возникновение отдельной личности способствует изменению процесса научения, выводя на первый план свойственную каждому из нас систему самоподкрепления.

Так правдивый или добрый испытывают удовольствие от своей правдивости и проявления доброты без необходимости получения эмоционального подкрепления со стороны. Именно это способствует научению самоподкрепляемых черт поведения.

Наиболее заметно самоподкрепление в становлении более широких социальных черт. Например, потребность в престиже - одновременно и потребность, и личностная черта, поскольку, если деятельность человека приводит к увеличению его признания, то он получает положительное эмоциональное подкрепление, что способствует научению этой деятельности.
Именно чувство достоинства и самоуважения, а также потребность в самореализации, свойственные только человеку, способствуют тому, что любой результат, который соответствует этим чувствам будет закрепляться в чертах характера.
Рекомендуем к прочтению