просто и доступно о саногенном мышлении

Владимир иванов

Научение и самосознание.

Чувство достоинства и самоуважения выступают у человека в качестве фактора эмоционального подкрепления определенных действий.

Статья № 5
Серия публикаций, из примерно 80 - 100 статей,
по работам Юрия Михайловича Орлова,
создателя теории саногенного мышления.
«Человек не просто сознает «я» и объект по отдельности, но и, проецируя «я» на объект, выступающий как посредник, может действием лучше понять «я». Вот что такое самосознание.»



Харуки Мураками
японский писатель и переводчик.
цитата из романа - Кафка на пляже.
В предыдущих статьях мы рассказывали об отличиях системы научения человека и животных. Вспомним, что человек в отличие от животных обладает самосознанием и концепцией Я. То есть чувство достоинства и самоуважения выступают у него в качестве фактора эмоционального подкрепления определенных действий.

Существующая у человека вторая сигнальная система позволяет кодировать огромное количество информации в движениях органов артикуляции и это делает возможным более длительное сохранение в сознании образа пережитой ситуации и научение при больших отсрочках подкрепления. Поэтому благодаря речи человек может воспроизводить образы пережитой ситуации по своей воле и соответственно переживать ее заново.

Все это делает возможным научение в воображаемой ситуации, а не в реальности. Но даже в этом случае отсутствует не само подкрепление, а человек, от которого может исходить подкрепление. Научение же невозможно без подкрепления, реального или воображаемого.
Благодаря существованию Я-концепции самоподкрепление может быть связано с удовлетворением самооценки, чувства достоинства и самоуважения. При этом свойственные личности черты могут выступать как постоянные составляющие акта самоподкрепления и любое действие, соответствующее требованиям какой-либо черты личности, вызывает самоуважение и усиливает чувство достоинства и, таким образом, выступает как подкрепление этого действия.

К примеру, если я добр, то мои проявления доброты у меня же вызывают удовольствие, а отклонение от того, чтобы быть добрым - неудовольствие. Если я правдив, то мне приятно быть правдивым, а лгать неприятно. Если я справедлив, то нахожу удовольствие в справедливых поступках.

Эта способность человека к самоподкреплению от собственного поведения зависит от силы его самосознания или от силы его "Я", которое тем сильнее проявляется в удовлетворенности исполненного действия, чем сильнее его личность.
Но самоподкрепление зависит не только от степени развития личности, но и от индивидуальности , которая определяет поведение человека в соответствии с высшими ценностями. Следование высшим ценностям создает сильное самоподкрепление и способствует развитию индивидуальности .

Например, я справедлив и поэтому должен наказать тебя, так как ты совершила плохой поступок. Так требует черта моей личности, которая регулируется самоподкрепление м высшей справедливости. Но я тебя люблю и не желаю следовать этому требованию, так как от этой справедливости мне самому будет больно, поэтому в соответствии с высшей ценностью, именуемой "любовь", я прощаю тебя, получая самоподкрепление , свойственное моей индивидуальности .

Однако, для этого я должен быть в состоянии противостоять эмоции вызываемой отклонением от требований моей внутренней справедливости.
Рассмотрим также целеустремленность, как черту характера. Целеустремленность, в сущности, представляет собой способность человека сохранять длительное вовлечение в ситуацию, в которой результат деятельности (подкрепление) отсрочен, но в тоже время предвкушение отсроченного успеха является достаточно мощным мотивационным стимулом для продолжения деятельности, даже если она и не содержит в себе мотивационной поддержки.

Таким образом, при наличии целеустремленности возможно научение без внешнего подкрепления, поскольку любое действие, приближающее к конечной цели создает переживания, подкрепляющее это действие. То есть, чем больше целеустремленности в человеке, тем больше в нем внутренних возможностей для самоподкрепления , а достижение цели является главной из них.
Самоподкрепление открывает человеку безграничные возможности для самосовершенствования, давая ему независимость от одобрения и признания окружающих людей. Все мы знаем гениев, которые опередили свое поколение благодаря этой независимости от одобрения и признания людей.

Однако при самоподкреплении развитие может пойти и в опасном направлении. Возможности самоподкрепления открывают широкий простор для ненормального развития, то есть все более и более отклоняющегося от общественных требований к поведению.

Например, общество считает неприемлемым получать удовольствие от причинения страданий другим. Общество осуждает садизм, но, благодаря самоподкреплению , человек может вырасти в садиста. Создание сект и иных замкнутых группировок единомышленников позволяет создать систему самоподкрепления для идей, которые неприемлемы для общечеловеческой системы ценностей.

Так Раскольников раскаялся на каторге в том, что убил старуху-процентщицу, но он бы никогда не раскаялся, если бы у него была партия, члены которой разделяли бы его идею уничтожения плохих людей.
Вывод - самоподкрепление, само по себе, несет роль закрепления поведения, но в разных системах воспитания концепции "я" приводит к разным результатам.
Психолог Владимир Иванов
comments powered by HyperComments
Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru