александра Копецкая




Научение с помощью переноса


Метод переноса состоит в том, что полученные знания, умения и навыки совершенствуются в процессе повторения похожих действий. Так человек, умеющий играть на фортепиано, быстрее обучается печатать на машинке, знающий английский язык легче выучит немецкий. Однако, знание английского не ускорит изучение китайского языка, а умение печатать на машинке не поможет научиться рисовать.

Специально для блога проекта Чувство покоя
13 января 2018
Метод переноса состоит в том, что полученные знания, умения и навыки совершенствуются в процессе повторения похожих действий. Так человек, умеющий играть на фортепиано, быстрее обучается печатать на машинке, знающий английский язык легче выучит немецкий.

Однако, знание английского не ускорит изучение китайского языка, а умение печатать на машинке не поможет научиться рисовать. Этот факт ускорения или замедления научения, вызванный наличием предшествующего умения принято называть переносом. Термин "перенос" обозначает, что умение, навыки и структура поведения, относившиеся к ранее известному виду деятельности, переносятся на новые навыки и способствует более интенсивному научению.

На методе переноса основано использование звукозаписей, муляжей, работа с образцами. Эти методы способствуют переносу навыков, полученных в работе с муляжом, на натуральный объект. Также они не только обучают новым видам деятельности, новым умениям и знаниям, но и способствуют их обобщению, расширению опыта.

Однако, преподавателю следует различать отрицательный и положительный перенос. Отрицательный перенос может возникнуть, когда предшествующая деятельность ухудшает усвоение последующей. Так, научившись печатать на машинке с одним распределением шрифта, человек испытывает большие трудности при усвоении печатания на машинке с другим шрифтом. При этом он будет делать больше ошибок, чем если бы он вовсе не умел печать. Положительным же называется такой перенос, при котором предшествующая деятельность повышает эффективность научения последующей.

Действие переноса зависит от сходства или различия нового и предыдущего навыка. О сходстве можно судить, сравнивая функциональные элементы поведения, которому обучают.

Если у двух, предшествующего и последующего поведения, цели и способы достижения сходны, то происходит интенсивный перенос. Очевидно, городской житель, занимающийся скалолазанием, быстрее научится взбираться на дерево, чем тот, кто никогда не взбирался по отвесным стенам. Папуас же упадет в траву в припадке безудержного смеха, когда увидит, что скалолаз попытается взобраться по длинному и гладкому стволу дерева с помощью своих привычных инструментов.

Если цели сходны, а способы достижения их различны, то происходит негативный перенос, так как предшествующее действие ухудшает эффективность последующего. Предшествующее действие дезорганизует и препятствует научению последующему действию. Это можно заметить, если впервые попробовать вести английскую или японскую машину с рулем справа.

Если способы достижения цели первого и последующего действий сходны, а цели различны, то наблюдается слабый положительный перенос. Конечно, скалолаз быстрее научится у папуаса пользовать его методом, чем обыкновенный городской житель,

Научение с помощью переноса в основном играет вспомогательную роль в системе методов обучения. Мы же выделяем его в самостоятельный метод потому, что знание его необходимо для повышения эффективности других методов.

Так преподавателю, излагая новый материал или обучая новому действию, следует использовать перенос, ссылаясь на умения и навыки, которые уже известны, и ища сходства и различия между ними и изучаемым действием.

comments powered by HyperComments
Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru