просто и доступно о саногенном мышлении

Владимир иванов

Становление человека. Можно ли научиться быть человеком?

Эта статья начинает серию публикаций,
из примерно 80 - 100 статей,
по работам Юрия Михайловича Орлова,
создателя теории саногенного мышления.
«Каждый человек является творцом, ибо он творит нечто из различных врожденных факторов и возможностей»

Альфред Адлер (1870-1937),
австрийский врач, психолог, социолог и психиатр.
Жизнь любого из нас с младенчества и до самой старости, до самой смерти протекает в обществе. Мы неизменно сталкиваемся с близкими и далекими, значимыми и незначимыми для нас, любимыми, нейтральными и даже и враждебными людьми.. поэтому человек без общения не может стать Человеком.

Но, если мы захотим понять себя как Человека, как существо социальное, подверженное влиянию других, мы должны будем ответить на целый ряд вопросов.
Как же произошло наше становление?
Зависело ли оно от моего окружения?
Могло ли оно быть иным?
Закончилось ли оно с окончанием моего детства или все еще продолжается?
Можно ли изменить то, чем я уже стал?

Ответ на все эти вопросы поразительно прост. Становление человека является следствием того, что он научается быть человеком и, как мы научились быть тем, кто мы есть, так можем и научиться быть чем-то иным.

Поверьте Творец не заботился о том, чтобы создавать отдельные законы для умных и глупых, добрых и злых, совершенных и несовершенных, предоставив возможность нам самим выбрать свое место в мире, стать его частью и приспособиться к полученным условиям. Каждый из нас одинаково учится выполнять необходимые функции и действия, которые обеспечивают его приспособление и выживание.

Именно поэтому закономерности того, как младенец превращается во взрослого, будь то Юлий Цезарь, Чингисхан, Наполеон, Ленин, Сталин или Гитлер не отличаются от закономерностей становления каждого из нас.


Чему же научается любой младенец, чтобы стать человеком, личностью, индивидуальностью?

Прежде всего он должен научиться эмоциям, которые помогают ему вести дела в согласии и с собой и с окружением. Он вынужден сделать это, потому что он не выживет, если не выработает те черты, которые соответствуют общепринятым чертам личности данного сообщества и эпохи.
Александра Копецкая
Руководитель компании
Чувство покоя
Становление человека также предполагает овладение стилем мышления и речью необходимыми, чтобы эффективно общаться с разными уровнями, с социальным, производственным , духовным, его окружения.

Чтобы научиться быть человеком мы также должны понять свои потребности и желания и овладеть общепринятыми средствами и нормами удовлетворения своих потребностей, начиная от правил еды за столом и кончая умением молиться своему богу.

Ну и конечно нам также предстоит обучиться профессиональном у и социальному поведению, которые должны обеспечить нам выживание в обществе и в природе.
Все эти навыки мы осваиваем всю жизнь.
От простого к сложному, навык за навыком, мы постоянно меняемся, научаемся новому каждый день. Но, учась чему-то, мы всегда учимся определенному поведению. Умственному, инструментальном у, органическому, социальному, речевому, эмоциональному.

Научение же в этом контексте - это становление нового поведения вследствие повторения жизненных ситуаций. Научение происходит, если поведение сочетается с переживанием удовольствия, то есть получает положительное эмоциональное подкрепление. При отрицательном подкреплении поведение сдерживается, подавляется и даже вытесняется в бессознательное.
Если появлению какого-либо образа начинают соответствовать определенные переживания и это повторяется достаточно часто, то сам образ становится стимулом, вызывающим это переживание. Образ, связанный с приятным или неприятным переживанием сохраняет эту эмоцию в нашем сознании и делит мир на приятное и неприятное. И чем быстрее после выполнения определенного действия наступает определенная эмоция, тем научение поведению эффективнее.

Немедленное подкрепление вызывает быстрое, но не прочное научение, отсрочка же замедляет научение, но создает стойкие психические структуры. В то же время, если отсрочка слишком велика, то происходит угашение данного поведения и оно постепенно исчезает из жизни человека, а отсутствие подкрепления заставляет переучиваться и отказываться от старых приемов выживания.

Даже наше здоровье или болезнь в значительной степени есть результат ошибок в направлении научения нашего организма, поэтому в основе лечения чаще всего лежит переучивание организма, изменение привычных моделей поведения на те, которые приведут к здоровью.

Именно поэтому человек, претендующий на самопознание и познание других, должен знать основные закономерности научения, которые обеспечивают становление и его, и его окружения. И не только знать их, но и уметь распознавать их в своих действиях, поступках, желаниях, а также научиться с ними работать.
Чувство покоя - переработка неприятных переживаний.
Рекомендуем к прочтению