александра Копецкая




Цели и мотивы общения

Психология исходит из двухфазного представления о пове­дении. Первая фаза поведения - достижение цели. Вторая - удовлетворение потребностей, так как именно достижение цели делает возможным получение удовлетворения, ради которого совершается действие. Любое удовлетворение имеет две стороны: консумматорную, к примеру, в случае еды, введение в организм пищи и гедонистиче­скую, которая проявляется в удовольствии от еды. Коммуникация де­лает возможным получение тех удовлетворяющих результатов, ради которых собственно и осуществляется общение. Под мотивами общения следует понимать то, ради чего совершается общение.

Специально для блога проекта Чувство покоя
16 сентября 2017
«Свои истинные мотивы люди высказывают редко.»
Бернар Вербер


Теоретическая справка

Психология исходит из двухфазного представления о пове­дении. Первая фаза поведения - достижение цели. Вторая - удовлетворение потребностей, так как именно достижение цели делает возможным получение удовлетворения, ради которого совершается действие. Любое удовлетворение имеет две стороны:

консумматорную, к примеру, в случае еды, введение в организм пищи и гедонистиче­скую, которая проявляется в удовольствии от еды. Коммуникация де­лает возможным получение тех удовлетворяющих результатов, ради которых собственно и осуществляется общение. Под мотивами общения следует понимать то, ради чего совершается общение.
Например, подумав о супруге, я предполагаю, что он может быть голодным ("Я приготовлю бутерброд. Наверное, он голоден"). Первая часть моей мысли говорит о пове­дении, а вторая о его мотиве, о том, ради чего совершается поведение.

Если же будет сказано: "Я сделаю такой бутерброд, чтобы ему было еще и вкусно и мне самой это доставит особое удовольствие видеть, как ему будет вкусно", то это уже гедонистическая мотивация общения. В данном случае возникает согласие в области аффектив­ных состояний: я испытываю удовольствие от удовольствия другого человека.

По аналогии с этим на две части распадается любой цикл общения: собственно общение и то, ради чего оно происходит, то есть какого рода удовлетворение оно несет.

Следует отметить что только тот, кто различает са­мо общение и его мотивацию способен к более глубокому понима­нию общения и его тонкостей.

Процесс общения можно разделить на две фазы:

- выбор и определение целей общения, что определяется потребностями общающихся и их мотивами,

- получение удовлетворения, которое делается возмож­ным вследствие достижения цели.
Важно, что не зная второй фа­зы общения мы не сможем понять самого общения и хотя вторая фаза общения существует в представлении, в вооб­ражении, но еще до начала общения именно она способствует ориентировке в ситуации и способствует выбору цели предстоящего общения. Представление каждого участника общения о том, какого рода удовольствия возможны в результате предстоящего общения, составляют мотивацию общения.

Например, семья (отец, мать, дочь Лида и сын Вася) обедают и общаются. Те виды удовлетворения, которые могут при этом быть, характеризуют смысл общения. Пищевое удовлетворение составляет незначительную часть сути общения. Есть можно и в одиночку. А смысл общения для каждого члена семьи может быть разным в за­висимости от мотивации, то есть от того, какого рода удовлетво­рение ожидается ими от общения во время обеда.

Для дочери может быть это случай побыть рядом с отцом, которого дома обычно не бывает, а для матери - неизбежная не­приятность, которую нужно пережить, так как у отца есть обыкно­вение использовать обязательное для семьи застолье для выраже­ния своей неприязни к жене и сыну по различным поводам. На этот раз он ведет речь о никчемности сына и о потворстве матери дур­ным наклонностям сына. Критика создает за столом тягостную ти­шину.

Когда у матери лицо становится неподвижным и движения рук угловатыми, Вася чувствует какую-то тяжесть под ложечкой и пища для него приобретает отвратительный вкус и он с трудом сдерживает тошноту. Однако уйти из-за стола не возможно и он де­лает вид, что ест. Дочь наслаждается ситуацией, которую она вос­принимает "Все плохие, а я хорошая".

У сына Васи подавленный импульс бегства реализуется в висце­ральных реакциях, что заметно по едва чувствительным приступам тошноты. Таким образом, общение насыщено различ­ными сильными мотивациями, которые трансформируют засто­лье в псевдообщение. Раз это - обыкновение, то имеет смысл нам исследовать последствия повторения таких ситуаций, ибо в них происходит научение.
Пороки такого общения свой вред распределяют относитель­но равномерно. У Лиды постепенно развивается садистическая склонность получать удовольствие от того, что другим людям, которые близки к ней, плохо.

"Он плохой, а я хорошая". Создается первичная установка "Мои близкие плохие и это справедливо, когда их критикуют". Но поскольку брата она любит, то получит очень много удовольствий, жалея и сочувствуя ему. Трудно предсказать как будет эта установка у Лиды проявляться в сексуальном выборе, она вероятно будет рядиться в одежды альтруизма. Васе в будущем предстоит познако­миться с ножом хирурга, специалиста по желчно-каменной болезни, который спасет его от страданий и возможной смерти от перитонита посредством удаления желчного пузыря.

Более серьезные последствия возникают, когда мать тщетно пытается подправить ситуацию, маскируя образ отца. Она стремит­ся детям показать, что папа на самом деле хороший и он ее и Васю любит, а только кажется плохим, потому что у него временные трудности на работе, он не ладит с коллегами и начальством, они плохие, и папа хороший, но он очень устает на работе.

В голове Васи, поскольку он маму любит и ей доверяет, картина мира стано­вится иррациональной. Вследствие иррационального поведения матери вещи уд­ваиваются на то, какими они кажутся и какие они есть на самом де­ле. Он теряет ориентацию и перестает доверять признакам вещей, так как плохое в его опыте оказывается или должно быть хорошим и наоборот.

От такого шизоидного восприятия мира один шаг до душевной болезни когда опыт человека искажается и даже ней­тральные стимулы ситуации воспринимаются как угрожающие.
Мы видим, что мысли участников общения о том, какого рода удовлетворения и защиты будут получены в процессе этого взаимодействия, составляет мотивацию общения, подлинного или псевдообщения. Искусство распознавания подлинных и мнимых мотивов общения является основой выживания в общении себе по­добными.
Рекомендуем к прочтению