Меню
 
Автор статьи Александра Копецкая

Эксперимент в педагогике

«Никто (в мире) не знает как оно надо «на самом деле». Мы все время экспериментируем, при этом стараемся не забывать, что есть главное.»

Аркадий Волож


Педагогика не может развиваться без постоянного исследования закономерностей и факторов, повышающих эффективность обучения и воспитания студентов. Чтобы действовать эффективно, преподавателям необходимо изучать не только теоретические основы, но и методику исследования результатов своей деятельности. Для этого современная педагогика использует различные методы, среди которых известную роль играют наблюдение, опросы, корреляционные исследования. эксперименты.

Среди этого разнообразия методов педагогического исследования особую роль играют метод психолого-педагогического экспериментирования и корреляционные исследования. Они позволяют наиболее объективно оценить эффективность существующих и вновь внедряемых методов обучения.
В педагогике выделяют два вида эксперимента: лабораторный эксперимент и естественный эксперимент. Отдельно выделяют формирующий эксперимент, в котором ставится задача специального формирования каких-либо качеств личности или результата, представляющих определенную ценность.

Для понимания педагогического эксперимента представим ситуацию, в которой педагог намерен оценить влияние некоторого фактора на определенную характеристику учебного процесса. Для примера возьмем эксперимент, направленный на оценку успеваемости. В качестве фактора примем новую методику обучения. Таким образом в процессе эксперимента нам необходимо будет сравнить данные по успеваемости для новой и для привычной методик.

В ходе проведения эксперимента будут создаваться ситуации, позволяющие зарегистрировать изменение изучаемой переменной и оценить это изменение с помощью точных методов. В результате эксперимента можно будет сделать вывод, существенно ли влияние анализируемого фактора на успеваемость.
Как вы видите из предыдущего примера, при планировании эксперимента создаются ситуации, в одной из которых данный фактор присутствует (действует), а в другой отсутствует. Эти ситуации принято называть экспериментальными и контрольными. Если эти ситуации создаются искусственно, то имеет место лабораторный эксперимент, а если же экспериментальная ситуация возникает в естественных условиях, то говорят о естественном эксперименте.

Следует учитывать, что психолого-педагогический эксперимент отличается от эксперимента в естественных науках. Известно, что хороший педагог даже с помощью неэффективной методики может достигать высоких результатов за счет своего искусства. Этот фактор не дает возможности объективно оценить достоинства и недостатки изучаемой методики как таковой, если не устранить влияние личностных особенностей учителя на ход эксперимента. Поэтому особое внимание при планировании и подготовке психолого–педагогического эксперимента следует учитывать отсеиванию всех факторов, оказывающих дополнительное влияние на процесс эксперимента.

Вопросы воспитания глазами ребенка

У нас важный гость - Виктория. Ей 10 лет и она пришла поговорить с нами о воспитании.

- что такое воспитание?
- какое воспитание ребенок считает плохим, а какое хорошим?
- от чего страдают дети в процессе воспитания?
- как не надо их воспитывать?
- обращение Виктории к родителям
Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru