Пока любовные отношения нормальны, мы склонны рассматривать подобную навязчивость как благо: "Как я его люблю! Ах, как он меня любит! Какое это счастье!" Однако при изменении обстоятельств и, в частности, когда вас перестают любить, это благо превращается в совершенное несчастье.
Это противоестественно, хотя и воспевается поэтами и философами. Представьте на минуту вам дают конфету и приносят удовольствие. Вы же не будете терять голову оттого, что вам перестали ее давать. Когда же вас перестали любить, включается патогенное мышление и начинается процесс формирования невроза с помощью блокированных желаний и эмоций, сопутствующих лишению любви.
Здесь дело не столько в так называемой силе любви, сколько в патогенном мышлении. Та же самая навязчивость, сочетаясь с переживаниями потери, обиды, зависти, оскорбления, ущемленного достоинства, неудачи, стыда, чувства неполноценности, вызывает невыносимые страдания, которые принимаются за страдания от любви. Еще бы! Ведь столько эмоций и фрустраций суммируется в одном месте.
Однажды ко мне на лекции подошла моя бывшая ученица, чтобы поделиться своим опытом в использовании саногенного мышления. «Мне пришлось разводиться и я была удивлена, что для меня это не было трагедией, хотя меня бросил мой муж. Все дело в том, что у меня была не привязанная любовь, согласно вашей теории. Привычки моего мужа таковы, что он не может обходиться без влечения к другой женщине. Мне поневоле пришлось саногенное размысливать свою ревность и мне, кажется, удалось с нею справиться.»
Я сразу же понял, что ее супруг страдает пигмалионизмом и женщине с такого рода мужчиной трудно ужиться. Я попросил ее рассказать, как ей это удалось.