Прежде всего, это потребность в познании, потребность в достижениях, в повышении престижа, статуса, потребность в овладении социальной и профессиональной ролью, потребность в самоутверждении, в повышении самооценки.
Особую роль в мотивации учебной деятельности играет потребность в самоуважении, проявляющаяся как стремление защитить свое "Я", самооценку от неблагоприятных влияний. Нельзя сбрасывать со счета и потребность в безопасности, которая способствует тому, что учебная деятельность иногда становится деятельностью избавления от неприятностей и санкций за невыполнение учебных заданий.
В тех случаях, когда преподаватель акцентирует свое внимание именно на наказании, процесс обучения становится формой принудительной деятельности, направленной на защиту от возможных негативных последствий. Это далеко не полный перечень потребностей, мотивирующих учение; но от интенсивности их в значительной степени зависит и эффективность учебной деятельности студента Потребности человека обладают способностью суммироваться, и их совместная активность выражается в желании учиться.
Искусство преподавания в управлении учебной деятельностью в значительной степени зависит от того, в какой мере он в состоянии использовать эти внутренние силы для повышения эффективности обучения. Хороший преподаватель - это не только тот, который знает учебный предмет и прекрасно владеет теми умениями и навыками, которым он собирается научить своих студентов, а скорее тот, который обладает способностью возбуждать желание учиться.