Меню
 
Автор статьи имя фамилия

Методы обучения. Обучение на основании наблюдения

«Обучение — это превращение знания о поступке
в поступок, основанный на знании». Джон Миллер


Обучение – это скоординированное поведение учителя и ученика. Как мы уже обсуждали ранее, любое поведение состоит из действий, организованных в целостное поведение. В педагогике же любое действие учителя, направленное на ученика, становится взаимодействием, так как поведение ученика дополняет его. Метод обучения является комбинацией приемов, которые ведут к достижению некоторой учебной цели. Один и тот же прием может использоваться в различных методах. Например, прием записи материала может быть использован при работе с книгой, при прослушивании лекции, на семинаре или при выполнении лабораторной работы.

В школьной педагогике выделяются три основных вида методов: словесные (объяснения, рассказ, чтение литературы), наглядные и практические. Однако мы считаем, что также целесообразно классифицировать методы обучения, основываясь на закономерностях научения. В этой классификации можно выделить:

  • научение вследствие выполнения действий самим субъектом;
  • научение вследствие наблюдения модели поведения или деятельности (подражание и "викарное научение");
  • научение с помощью переноса.
Эта группировка видов обучения не исключает, а скорее дополняет классификацию методов, принятых в педагогике.

Рассмотрим подробнее один из методов, основанных на деятельности самого учащегося. В целом эта группа методов включают в себя задачи, упражнения, программированное обучение, лабораторные работы, написание рефератов, исследование, выполнение практических заданий, подготовку и выступление студента с докладом и другие виды деятельностей.

Во многих ситуациях поведение человека определяется не только тем, в каких обстоятельствах находится он сам, а также восприятием того, как поступают в аналогичных ситуациях другие. Преподавателю же следует знать, почему в одних случаях происходит научение наблюдаемому поведению, а в других - нет.

Экспериментально установлено, что если наблюдаемое поведение подкрепляется положительно, то у наблюдателя происходит научение этому наблюдаемому поведению. Если же это поведение подкрепляется отрицательно, то усвоение этого поведения не происходит. Такое, совершаемое в процессе восприятия, научение моделям поведения, принято называть викарным научением. К педагогическим методам, ведущим к викарному научению, относятся те, в которых демонстрируются модели соответствующей деятельности. Например, показ преподавателем определенных действий, разъяснение или объяснение преподавателя, рассказ и другие словесные приемы, в которых дается описание и разъяснение некоторых моделей умственной или практической деятельности.
Методы наблюдения поведения могут использоваться как в больших группах, так и в обучении малых групп, когда студенты наблюдают исполнение действий друг друга или оценивают их. К этому относится присутствие и ассистирование студентов, наблюдение за деятельностью преподавателя, участие в конференциях и многих других учебных мероприятиях.

Однако преподавателю следует уметь различать викарное научение от подражания. Так, к примеру, если ученик поступает так же, как преподаватель, и этот подражающий человек получает положительное подкрепление, то научение, происходящее при этом, является подражанием. Ученик, точь-в-точь повторяющий слова преподавателя во время ответа на вопрос, подражает. Ученик, отвечающий на вопрос своими словами, сохраняя смысл полученной от преподавателя информации, научился наблюдая.

Когда говорят: "Делай как я", и одобряют успешное выполнение, то провоцируют научение подражанием. Когда говорят: "Посмотри, как мне приятно это делать и как мне будет потом хорошо!", то наблюдатель осуществляет викарное научение. Знание этих различий направляет условия одобрение учителем того, что делает ученик и тем самым повышает эффективность обучения.

Научно о детях. Реджио педагогика (часть 1)

Цикл подкастов о реджио педагогике и развитии творческого мышления у детей, с Ириной Дворецкой.
В подкасте:
- Почему роль взрослого так важна при развитии творческого мышления у ребенка?
- Какие у творческого мышления составляющие?
- Что такое выбор и его роль в жизни ребенка?
- Последовательность и систематичность мышления, для чего это нужно ребенку?
- Что нам нужно знать о творческом мышлении?
- Рекомендации и многое другое.
Детский центр при Еврейском музее
Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru