Эта группировка видов обучения не исключает, а скорее дополняет классификацию методов, принятых в педагогике.
Рассмотрим подробнее один из методов, основанных на деятельности самого учащегося. В целом эта группа методов включают в себя задачи, упражнения, программированное обучение, лабораторные работы, написание рефератов, исследование, выполнение практических заданий, подготовку и выступление студента с докладом и другие виды деятельностей.
Во многих ситуациях поведение человека определяется не только тем, в каких обстоятельствах находится он сам, а также восприятием того, как поступают в аналогичных ситуациях другие. Преподавателю же следует знать, почему в одних случаях происходит научение наблюдаемому поведению, а в других - нет.
Экспериментально установлено, что если наблюдаемое поведение подкрепляется положительно, то у наблюдателя происходит научение этому наблюдаемому поведению. Если же это поведение подкрепляется отрицательно, то усвоение этого поведения не происходит. Такое, совершаемое в процессе восприятия, научение моделям поведения, принято называть викарным научением. К педагогическим методам, ведущим к викарному научению, относятся те, в которых демонстрируются модели соответствующей деятельности. Например, показ преподавателем определенных действий, разъяснение или объяснение преподавателя, рассказ и другие словесные приемы, в которых дается описание и разъяснение некоторых моделей умственной или практической деятельности.