Меню
 
александра Копецкая




Общение как поведение
Всегда ли поведение двух человек будет общением?

В этой статье мы рассмотрим общение в терминах поведен­ческого подхода, поскольку общение есть не что иное как взаимосвязанное поведение по меньшей мере двух человек.

Специально для блога проекта Чувство покоя
19 августа 2017
«Общение с людьми совращает к самоанализу»
Франц Кафка. Превращение


В этой статье мы рассмотрим общение в терминах поведен­ческого подхода, поскольку общение есть не что иное как взаимосвязанное поведение по меньшей мере двух человек.

Чтобы понять общение как вид поведения, следует составить представление о том какова его цель, чем оно моти­вируется, как осуществляется ориентировка в ситуации, каковы программы этого поведения, как осуществляется управление пове­дением. Все это называется функциональной структурой поведения.

Но все же, даже взаимосвязанное поведение двух человек не всегда будет являться общением? Для ответа на этот вопрос нужно также рас­сматривать результат общения. Представим несколько случаев такого поведения.
В первом два человека находятся в разных районах города и разговаривают. Если они по телефону выясняют свои любовные отношения, то вполне возможно, что в конце разговора у них чувст­во согласия между собою или возрастет или уменьшится.

А если один у другого спрашивает каков сегодня курс доллара и полу­чает ответ, то результатом общения точно будет согласие. Но оба эти вида общения бу­дут отличаться характером согласия: согласие в любовных поведе­ниях и согласие или несогласие в поведении информационного об­мена. Таким образом для общения необходимо признать, что мотивацией его является достижение согласия.

Во втором случае люди работают на конвейере и каждый из них выполняет отдельную операцию, безотносительно к поведению другого работника, так как она распланирована инженером-проектировщиком. Рабочие находятся в одном помещении, могут видеть друг друга и разговаривать.

В пе­рерывах они входят в комнату отдых и пьют кофе и говорят друг с другом, после чего по сигналу возвращаются на рабочее место. С сигналом окончания работы они встают и уходят. В результате нельзя сказать о повышении уровня согласия между людьми. Это позволяет заметить, что разные стороны кооперированного поведе­ния могут быть общением и не быть таковым.
В третьем случае пара подростков дерутся по поводу того, что один из них оскорбительно отозвался о каком-то кумире. Никто из них не ожидал, что дело дойдет до потасовки, но в результате они могут прийти к согласию или не прийти.

Побежден­ный в данном случае может на словах согласиться с победителем, что свидетельствует о неподлинном, принудительном согласии, по­лученном под угрозой получить дополнительный тумак. Однако данное общение, хотя и преследует согласие, будет не подлинным, а псевдо-общением.

В четвертом же случае мы видим двух субъектов, сидящих на веранде дачного дома, наслаждающихся свежестью дня и изредка прерывающих молчание репликами по поводу погоды и цен на про­дукты.

Во всех вышеуказанных примерах поведение людей скоординировано друг от­носительно друга. Они находятся во взаимодействии, но общение составляет разную часть структуры их поведения? В первом случае имеет место полная поглощенность общением, хотя люди и разъединены пространством. Во втором случае взаимодей­ствие людей управляется не ими самими, а структурой процесса производства.

Такого рода взаимодействие является кооперацией. Здесь очень мало общения. В третьем имеет место взаимодействие, вызванное отсутствием согласия в их отношении к некоторому внешнему объекту, которое проявляется во взаимной агрессии. Их поведение управляется внутренним фактором, а имен­но желанием согласия по пункту конфликта.

Однако согласие толь­ко пусковой стимул, ведущий к общению, которое быстро перерас­тает в драку, и о которой нельзя сказать, что она ведет к подлинно­му согласию. Поведение же двух джентльменов на веранде управляется проверкой согласия суждений относительно погоды и цен.
Как вы видите, не всякое взаимодействие является общением. В качестве критерия отнесения поведения к общению можно выделить фактор управления взаимодействием, который может быть внешним и внутренним.

В тех случаях, когда поведения людей управляется внешними фор­мальными структурами, то количество общения между этими людьми становится меньше и определяется именно тем, в какой ме­ре они будут связаны после того, как эта структура перестала дейст­вовать.

Общение – это, всегда скоординированное между собой поведение по меньшей мере двух человек, взаимо­действие которых управляется внутренним фактором. Дерущиеся подростки и два человека на веранде находятся в общении. Поведе­ние работников конвейера не является общением, потому что управляется внешним фактором.

Для общения также характерно то, что поведение каждого чело­века направлено на партнера по общению и мотивировано согласи­ем. Подлинное же общение происходит тогда, когда это общение про­исходит ради самого общения.
Рекомендуем к прочтению