Меню
 
Автор статьи Александра Копецкая

Ожидания и их влияние на общение

В общении возникает потребность в согласии не только ме­жду людьми, но и между ожиданиями относительно пове­дения другого человека и его реальным поведением. Рассогласо­вание ожиданий и реального поведения другого принимается человеком как ошибка в прогнозировании и сопровождается неприятными переживаниями, чаще всего аффективными и слабо нами контролируемыми.

Рассмотрим это на при­мере обиды. Обида возникает тогда, когда реальные поступки другого человека отличаются от ожидаемых. К примеру, мы предвидели, что человек поведет себя определенным образом.

Если оказывается, что этот дру­гой ведет себя иначе, то возникает рассогласование, на которое на­ша нервная система реагирует болезненно, вырабатывая неприятное чувство. Аффективная реакция на это рассогласование и составляет переживание обиды. Аналогичные рассогласования лежат и в осно­ве других эмоций.
К примеру, Вина возникает если наше поведение отклоняется от ожида­ний близких. Если же реальное поведение отклоняется от концепции-Я, то человек переживает стыд. Если я умный, то мне стыдно, когда у ме­ня не хватает ума, если я правдив, то мне стыдно лгать, если я смел, то мне стыдно быть боязливым. Бичуемые стыдом люди становятся добродетельными, так как отклонение от добродете­ли поражает их чувством стыда.

Главной функцией таких эмоций является автоматическое регули­рование общения и направление его на достижение согласия. Обида заставляет обидчика изменять свое поведение под давлением чувст­ва вины. Чувство вины побуждает к действиям, направленным на то, чтобы загладить вину.

Но иногда переживаемая эмоция может порождать и блокирующие общение программы. Человек обиженный или страдающий от чувства вины, становится гневным, делается мстительным или злопамятным, а агрессия обиженного чело­века не способствует достижению согласия.

Стыд порождает чувст­во неполноценности, которое препятствует свободе общения, то есть че­ловек становится застенчивым и скованным. Именно чувство не­полноценности по мнению А.Адлера является силой, влекущей к компенсации несовершенства. Когда эта компенсация происходит неправильно, то возникают неврозы.
Хронические, возникающие регулярно, эмоции будут способствовать формированию эмо­циональных барьеров к общению. Постоянное ожидание, что будет обидно, стыдно или ты будешь виноват, создает напряженность и страх, который не способствует гибкому и непринужденному обще­нию.

Именно поэтому развитие искусства общения предполагает управление эмоциями. Но стоит помнить, что базовые тренинги общения способствуют отработке техники общения, но они не могут устранить сильные эмоции, которые дезорганизуют общение, создают постоянные помехи.

ОБИДА

Сегодня мы решили начать рубрику об эмоциях. Это, на наш взгляд, важная тема и мы ее вниманием обойти не можем. На Проекте Чувство покоя эмоции разбираются определенной последовательности. Не будем её нарушать и мы.
Итак эмоция первая - ОБИДА.
Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru