Меню
 
Автор статьи Александра Копецкая

Принципы обучения. Принцип целенаправленности и целостности

«Обстоятельства переменчивы, принципы никогда.»
Оноре де Бальзак

Принцип - это идея, которая выступает не только как знание, но и как программа определенного поведения человека. Мы всегда стремимся к тому, чтобы наши действия соответствовали принципам и идеям, которые мы разделяем. Отклонения от этих программ поведения вызывают неприятные переживания вплоть до чувства вины или горечи неудачи.

В педагогике выделяют следующие основные принципы:

  • целенаправленности и целостности обучения,
  • связи обучения с практикой жизни;
  • научности;
  • систематичности;
  • последовательности;
  • доступности;
  • активности, сознательности, самостоятельности;
  • единства индивидуального подхода;
  • наглядности (единства абстрактного и конкретного);
  • прочности знаний, умений и навыков;
  • учета возможности непроизвольного, сопутствующего научения, не соответствующего намерениям педагога.
  • целенаправленности и целостности обучения,
связи обучения с практикой жизни;
научности;
систематичности;
доступности;
активности, сознательности, самостоятельности;
единства индивидуального подхода;
наглядности (единства абстрактного и конкретного);
прочности знаний, умений и навыков;

учета возможности непроизвольного, сопутствующего научения, не соответствующего намерениям педагога.

Рассмотрим подробнее первый из принципов - принцип целенаправленности.

Поскольку главным функциональным элементом поведения является цель, вокруг которого организуется все поведение, то целенаправленность деятельности обучения является главным принципом. Следует помнить, что если учить, то следует точно знать чему, какому поведению учить.

Принцип целостности требует, чтобы в любой форме обучения, разрабатываемой и практикуемой педагогом, использовались все функциональные элементы учебной деятельности. Цель, ориентировка, выбор программы, оценка усвоения, обратная связь должны выступать как часть целого процесса и выпячивание одного из элементов нарушает требование принципа. Выпадение из управления обучением любого из этих функциональных элементов дезорганизует учение и снижает его действенность.
Реализация этого принципа требует также разработки других функциональных элементов деятельности учения, органически взаимосвязанных с целью: проверки исходного уровня знаний, определения совокупности дидактических действий, направленных на достижение целей обучения и обратной связи, оценки результатов.

Преподавателю, игнорирующему принцип целенаправленности, следует помнить, что он рискует быть неэффективным и потерять профессиональное лицо.

Ленивые родители - горе ребенку!

Тема ленивых родителей нами поднята в связи с обращением с этим вопросом одного из слушателей.
Что мы понимаем под словосочетанием "Ленивые родители"? Мы понимаем под этим не то, что можно сразу подумать, это не те родители, которые все бросили и не участвуют в жизни ребенка. Для нас ленивые родители, те кто не умеет и ленится воспитывать своих детей, нетерпеливы к ним, не дают им право на ошибку, самостоятельность, т.е. они все делают за них - учатся, преодолевают за детей жизненные трудности, ИМ ЛЕНЬ ПЕРЕЖИВАТЬ !!! Поэтому им приходится все делать за своих великовозрастных детей.
Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru