Меню
 
александра Копецкая




Эмоциональные барьеры и как научиться управлять общением



Под эмоциональными барьерами понимают те эмоции, ко­торые препятствуют подлинному общению, превращая его в защит­ное поведение. По степени дезорганизующего влияния на общение эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.

Специально для блога проекта Чувство покоя
23 декабря 2017
Под эмоциональными барьерами понимают те эмоции, ко­торые препятствуют подлинному общению, превращая его в защит­ное поведение. По степени дезорганизующего влияния на общение эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.

Самыми сильными эмоциями, имеющими в основе своей врожденные программы реагирова­ния, превращающие общение в защитно-оборонительную программу являются страх и гнев, но порождают их зачастую три остальных негативных эмоции. Стыд, обида или вина будут проявляться по-разному, в зави­симости от того, каким образом они конвертируются в гнев или страх.


Для понимания того, как развивается общение, крайне важно уметь распознавать в обще­нии симптомы нападения или бегства.

Страх (бегство) возникает в результате восприятия в настоящем при­знаков прошлых ситуаций, в которых приобретался опыт непри­ятных переживаний. Эти признаки, как правило, связаны с индиви­дуальными особенностями людей. Появление этих признаков заставляют ожидать страдания и тем самым включают реакции, дезорганизующие, а ино­гда и подавляют общение.

Гнев (нападение), в отличие от страха, придает обще­нию агрессивный характер, виды которого чрезвычайно разнооб­разны, начиная от деструктивного поведения и кончая утонченной критикой и злословием.

Анализируя эмоции, которые вызывает общение, можно понять природу эмоционального барьера. Страх и скованность перед вышестоящими может поддерживаться памятью детства, когда родитель был строг и вызывал страх.

Предубеждение отно­сительно женщин может иметь своей причиной неблагоприятные контакты с женским полом в прошлом, будь то мать, родственни­ки или подруга. В каждом случае человек должен анализировать свои эмоциональные барьеры для выяснения истинных причин, вызываю­щих стресс и напряжение.

Однако, важно помнить, что в общении мы управляем не только своими эмоциями, но и эмоциями, и поведением собеседника. Управлять общением - это значит вызывать желательное для управителя поведение в другом человеке или устранять нежелательное.

Когда я здороваюсь с приятелем, я совершаю акт управ­ления общением, программируя его поведение, так как он вы­нужден обязательно ответить на приветствие. Мое приветствие есть ключевой стимул, запускающий его ответ в виде поведения приветствия. Если он задаст мне вопрос, то он таким образом программирует меня на ответ.

Управление в общении может быть преднамеренным или сознательным, и бессознательным, то есть автоматизи­рованным. Инстинктивная помощь при падении другого является автоматизированным управлением общения. Однако мы чаще об­щаемся сознательно, так как межличностное взаимодействие требу­ет мобилизации внимания.

В тоже время управление другим предполагает достаточное управление самим собою. И возвращаясь к эмоциям, сопровождающим общение, такое управление собой невозможно без понимания своих эмоций, барьеров и мотивов в общении. Например, если присмотреться к салонному общению, то можно увидеть, что для того, чтобы участ­нику общения взять управление на себя, достаточно незначительно­го мимического жеста.

Другие также безмолвно соглашаются с переходом управления. Иногда мед­ленный подъем бровей и фиксация их на уровне удивления является более определенным ответом, чем большая тирада, заставляющая говорящего уточнить свою позицию.

comments powered by HyperComments
Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru