Меню
 
Автор статьи имя фамилия

Общие методы педагогики

Работа преподавателя состоит не только в управлении процессом обучения и воспитания, но и в постоянном поиске наиболее эффективных решений, в выборе лучших методов и приемов обучения и воспитания.

Рассмотрим основные применяемые методы педагогики. Мы уверены, что знание их может изменить ваше отношение к общению в других повседневных ситуациях.

Первая группа методов называется теоретической. Теория педагогики дает возможность использовать закономерности смежных с педагогикой наук. Так, зная закономерности воспитания и формирования понятий у человека, исследованные психологией, педагогика формулирует принцип наглядности, разрабатывает методы и правила наилучшей демонстрации объектов.

Теория систем и учение о функциональных системах, разработанные в психологии, позволяют педагогике разрабатывать теорию дидактических систем и методы построения ориентировочной основы действия.
Следующая группа методов называется методами педагогического наблюдения. Они представляют собой систематизированное накопление фактов с целью познания и усовершенствования педагогического процесса.

Но важно помнить, что наблюдение всегда должно основываться на разработанной системе нуждающихся в проверке гипотез, которые в свою очередь являются отражением важной педагогической проблемы. Поэтому организация наблюдения предусматривает высокий уровень педагогической подготовки наблюдателя и тщательную теоретическую разработку целей и задач наблюдения

Далее можно выделить методы беседы и опроса. Поскольку наблюдениями можно охватить лишь ограниченный круг явлений, важно проверять наблюдения в беседе. Тот, с кем беседуют, тоже был наблюдателем, также может иметь опыт, который следует извлечь и использовать. Беседа может дать важную информацию о человеческих отношениях, об отношении студентов к новому методу обучения и многое другое.

В тех же случаях, когда требуется исследовать мнение или состояние большого числа людей, полезно производить опрос с помощью специально разработанного вопросника, анкеты. Этот метод предъявляет большие требования к организатору опроса. Существуют правила составления вопросников, способы повышения его надежности, а также методы защиты против обмана и недобросовестного отношения опрашиваемых.

В тех случаях, когда вопросник составлен верно, его можно применять во многих случаях, например, для измерения отношения к учению, изучения интересов студентов, отношений внутри группы и многого другого.
Следующий метод включает в себя эксперимент. Эксперимент представляет собой определенный этап в исследовательской деятельности, в котором оценивается изменение определенной характеристики, например, успеваемости, под влиянием некоторого фактора, например, новой методики обучения.

Для этого создаются ситуации, позволяющие зарегистрировать изменение изучаемой переменной, оценить это изменение с помощью точных методов. Эти ситуации принято называть экспериментальными и контрольными. Если экспериментальная ситуация возникает в естественных условиях, то говорят о естественном, полевом эксперименте. Если эти ситуации создаются искусственно, то имеет место лабораторный эксперимент.

Экспериментирование является наиболее совершенным путем получения фактов и проверки гипотез. Оно позволяет надежно проверить эффективность новых методов обучения. Подробно об этом методе мы расскажем в одном из наших следующих материалов.
Дальнейшие методы основаны на анализе результатов педагогической деятельности. Метод изучения педагогической документации включает изучение таких показателей, как успеваемость из года в год, дидактические материалы, методические разработки, конспекты лекций, отчеты кафедр, учебные планы, программы.

Все это и многое другое может быть источником фактов, которые будут использованы для развития педагогики. Метод анализа продуктов деятельности студентов, к которым относятся контрольные работы, результаты тестовых экзаменов, истории болезни, отчеты по медицинской практике, результаты учебно-исследовательской работы могут дать богатый материал для совершенствования педагогического процесса.

Метод сравнительного анализа сводится к изучению педагогической литературы, ознакомлению с учебными планами и методическими материалами, учебными пособиями в других странах и сферах науки. Методы социологических, гигиенических, психологических исследований в свою очередь также могут быть использованы для изучения проблем образования.

Мы рассказали вам об общих методах педагогической науки. Если посмотреть на них в разрезе повседневной деятельности, то изучая и анализируя, к примеру, результаты вашего ребенка в школе, научные наработки по педагогике, беседуя со своим ребенком и пробуя новые знания на практике, вы сможете достичь гораздо большего в развитии его полноценной личности.

Научно о воспитании детей или играй больше. Часть 4.

Цель этой серии подкастов - рассказать молодым родителям, как воспитать ребенка, способного самостоятельно и с удовольствием решать любые жизненные задачи.

Гость в студии - Алексей Давыдовский.

Сегодня мы говорим о воспитании ребёнка в возрасте 4-7лет, на примере спорта.

Теория и практические советы.


Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru