Автор статьи имя фамилия

Ориентировка в общении

Ориентировка в общении: доминирующая потребность, роли, программа общения и обратная связь.

Любое поведение начинается с определения окружающей его ситуации. Чело­век получает из окружения огромное число различных воздействий. В зависимости же от преобладающей в данный момент потребности происходит отбор стимулов, которые приводят к определению тональности ситуации. И одно и то же обстоятельство в зависимости от определяющей потребности может стать основой разных си­туаций.

Например, если преоб­ладает потребность в безопасности или стремление к успеху, то со­ответственно определяются ситуация угрозы или ситуация возмож­ности иметь успех. Потребность в согласии, потребность в по­мощи, или потребность быть в дружеских отношениях, быть причастным к какой-либо группе может определять различные ситуации общения.

В тоже время общение состоит, по меньшей мере из двух, связанных меж­ду собой поведений. И каждая из сторон общения имеет свою доминирующую в данный момент потребность и определяет начальную ситуацию, в которой развивается общение, по-своему. Но ориентировка в процессе общения в окружении приводит к корректировке таких восприятий.
Ориентировка в общении будет включать социальную перцепцию, то есть восприятие другого человека, его статуса, роли, черт личности и особенностей характера.

Прежде чем начать общение вы точно «просканируете», кто перед вами: босс или друг, незнакомец или родитель и неосознанно или осознанно сформируете его образ (злой, добрый, веселый, грустный, агрессивный и т.д.) и присовокупите его образ к оценке ситуации, в которой происходит общение. Ори­ентировка такого рода облегчает выбор программы и стиля поведе­ния в общении.

Так общение студента с профессором будет иным, чем его общение с другим студентом, так как восприятие статуса парт­нера способствует выбору стиля общения.

Выбор программы общения кроме определения сти­ля общения приводит еще и к принятию той роли, которую намерен играть об­щающийся. В общении с профессором молодой человек принимает на себя роль студента, а в общении с подругой он может принять роль потенциального жениха. В каждом случае один и тот же чело­век в зависимости от принятой роли ведет себя по-разному и реагирует на одинаковые события по-другому.
В тоже время у каждого человека есть набор излюбленных ролей и сти­лей, которым он следует по привычке. Но для выбора роли в каждом конкретном случае он должен получить представление о том, какую роль намерен играть его партнер.

Студент, намеревавшийся назначить свидание девушке и услышавший, что она просит в долг крупную сумму денег, немед­ленно расстается с ролью кавалера, и будет вынужден взять на себя роль кредитора, а ей приходится взять роль должницы.

Согласие, которое возникает в резуль­тате этого общения может привести и к составлению письменного или устного договора, в котором возвраще­ние долга признается чем-то само собою разумеющимся и о котором уже не говорят.

Любое поведение предполагает обратную связь, то есть регулирование поведения и оценку результата действия. А вот отсутствие или неполноценная обратная связь может дез­организовать общение. Тогда партнеры перестают понимать друг друга или появляются барьеры, затрудняющие общение.

Здесь особое значение приобретает способность человека видеть себя глазами другого или других, что позволяет корректи­ровать общение. В каждой ситуации мы создаем образ самого себя глазами другого и если типичные ситуации повторяются, то эти образы постепенно отливаются в определенную черту кон­цепции-Я. Если другие часто считают меня компетентным, сме­лым, правдивым, то постепенно у меня создается представление о себе как компетентном, смелом и правдивом.
Если мать считает своего ребенка больным и хилым, и часто не без оснований, то она постепенно создает у ребенка концепцию "Я - больной и слабый". Образы - Я и концепция-Я, таким образом, выступают как структурные элементы программы общения, которые обеспечи­вают ориентировку в ситуации общения, в самом себе и в намере­ниях и помыслах другого.

В другом примере подростки говорили о своих кумирах и общение мотивировалось неосознанным желанием убедиться в том, что у них есть на этот счет согласие. До момента распознавания разногласия их общение было подлинным: мотивация общения со­ответствовала ее функции.

Однако разногласие привело их в со­стояние гнева, вызвавшего агрессивное поведение, направленное против партнера. Драка уже мотивируется не стремлением к согла­сию, а желанием вымещения гнева. Возникло псевдообщение. Драка - не истинное общение, а агрес­сия. Гнев всегда трансформирует истинное обще­ние в псевдообщение

Коды речи, что это и есть ли они?


Очередной прямой эфир на РТВ Подмосковье в программе "Мы и мир"
В гостях у ведущего Павла Подкладова, кандидат медицинских наук, действительный член академии естественных наук, полковник медицинской службы в запасе, Алексей Биркин и психолог, один из авторов технологии Чувство покоя, Александра Иванова.


Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru