александра Копецкая




Закономерности педагогики


В отличие от законов природы, которые реализуются во взаимодействии материальных объектов и процессов, педагогические, общественные и психологические закономерности представляют собой зависимости, проявляющиеся во взаимоотношениях и взаимодействии людей. Несмотря на то, что процессы обучения действуют в человеческих отношениях, во время взаимодействия людей (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-коллектив и т.д.)

Специально для блога проекта Чувство покоя
21 октября 2017
В отличие от законов природы, которые реализуются во взаимодействии материальных объектов и процессов, педагогические, общественные и психологические закономерности представляют собой зависимости, проявляющиеся во взаимоотношениях и взаимодействии людей.

Несмотря на то, что процессы обучения действуют в человеческих отношениях, во время взаимодействия людей (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-коллектив и т.д.), они не теряют своей объективности, так как проявляются неосознанно и в других взаимодействиях.

Мы с уверенностью можем сказать, что законы педагогики объективны также, как и законы природы и общества.
В педагогике существуют следующие общие закономерности:

1) Единство обучения и воспитания, проявляющееся в воспитывающем характере обучения. Воспитание невозможно без соответствующего обучения; а обучение в свою очередь предполагает воспитание.

2) Единство обучения и развития, проявляющееся в том, что деятельности обучения и воспитания исходят из уровня развития ученика и способствуют ускорению развития.

3) Воспитание и обучение осуществляются в активности не только субъектов (ученика и учителя), но и объекта воспитания, но эта активность всегда будет обладать социальным свойством, включающим в себя отношение человека к человеку. То есть, если ученик уважительно относится к учителю, то процесс воспитания будет идти по одной модели, а если же ученик не видит в учителе авторитета, то обучение будет затруднено или вообще невозможно.

4) Воспитание и обучение осуществляются в определенной социальной и культурной среде, и эффективность этих процессов зависит от учета особенностей культурных стереотипов и менталитета людей. Так невозможно представить, что в российских школах будут преподавать тайский бокс как один из основных предметов, в то время как в Тайланде этот предмет заменяет обычную физкультуру.

5) Эффективность обучения и воспитания основаны на глубинных закономерностях научения и зависят от того, в какой мере эти закономерности научения используются в достижении целей обучения и воспитания.

Следует помнить, что закономерности педагогики высшей школы являются конкретным выражением общих закономерностей воспитания и обучения. Правда они имеют свою специфику, обусловленную особенностями специального образования. Но все же отклонение от указанных выше общих закономерностей приводит к снижению эффективности обучения и воспитания или к деформации личности.

Например, принудительное обучения не только снижает эффективность и блокирует возможности самообразования, но и вызывает отвращение к учению и вследствие к любой структурированной деятельности.
comments powered by HyperComments
Рекомендуем к прочтению
© 2016 Все Права Защищены
+7 495 2013 511| info@psy21v.ru