Меню
 
Автор статьи ВЛАДИМИР ИВАНОВ

Болезнь и научение

Действующая, принятая индивидом, философия проявляется в переживаниях человека, в его психологии. Сама философия - это информационное образование, работающее по законам логики и свободное от переживаний. Лишь только с момента, как она начинает выражать себя через поведение, она обрастает переживанием и предстает перед нами как определенная психология. Психология же человека в момент заболевания действует в двух вариациях:

психическое как этиологический и патогенный фактор, то есть причина болезни. Например, хронический гнев и гипертоническая болезнь, зависть и желчно-каменная болезнь и тому подобное.

психическое как следствие болезни, состояние души больного, страдающего человека: боль, страх, вина и другие эмоции, чувства и заблокированные желания страдающего больного.

Эти два проявления психологии существуют, во-первых, как патогенное мышление или иные дурные привычки ума и тела, а также как нездоровый образ жизни - психические явления, порождающие болезнь. Во-вторых, как психическое в восприятии врачом состояния больного или как реакция человека на собственную болезнь.

Вы спросите, как организм может научиться болезни? Что же должно происходить с организмом, чтобы на эмоцию зависти он сжимал желчный сфинктер, или на обиду, страх неудачи отделял кислый желудочный сок? Напомним вам, что под научением понимают становление новых видов поведения под влиянием повторения жизненных ситуаций. И как мы уже говорили ранее, все виды поведения: умственное, эмоциональное, висцеральное, речевое, социальное и другие, могут возникать вследствие научения.
Главным условием научения является повторение и эмоциональное подкрепление какого-либо поведения. Если поведение сочетается с удовольствием, то оно закрепляется с каждым повторением. Притом удовольствия могут быть двоякого рода: удовольствие как воздействие приятного стимула и удовольствие как избавление от неприятного состояния, боли, вины или страха.

Для понимания научения важно знать, что любое положительное подкрепление развивает то поведение, которое было соотнесено с ним во времени и пространстве. Отсюда вытекают важные и интересные философские выводы, в частности то, что ни одно удовольствие не проходит бесследно. Если мы получили удовольствие, то неминуемо происходит научение тому действию, которое предшествовало этому удовольствию, было с ним связано.

Примечательно и то, что между действием и эмоциональным подкреплением может не быть логической или смысловой связи. Если я получил удовольствие после злословия, и даже не от злословия, а от общения с человеком, которому нравится меня слушать, то это все равно способствует развитию во мне наклонности к злословию.

Так отец, восхищающийся силой мальчика, который в драке хорошо проявил себя, так как естественно отцу радоваться смелости и силе, не подозревает о том, что этим он способствует развитию агрессивности, поскольку агрессивное поведение получает сильное эмоциональное подкрепление. Потом, будучи взрослым, его сын может сесть за решетку, так как привычка решать свои проблемы насилием приведет к преступлению.


Или мать бдительно следит за тем, чтобы младенец был сухой и как только заметит акт мочеиспускания, так немедленно берет младенца на руки, перепеленает его, поцелует и уложит. Чему научается организм в этих действиях матери? Акт мочеиспускания начинает выступать как средство устранения одиночества и потери эмоциональных контактов с матерью.

Если это повторяется достаточно часто, то в результате организм научается избавлять от одиночества и получать удовольствие путем определенного поведения, то есть того самого акта мочеиспускания. Женщина своей заботливостью и уходом создает у ребенка энурез. А мать и не подозревает, что создает личность энуретика, характерным свойством которого является реагирование на потерю любви или одиночество мочеиспусканием.

Или вот такой пример. Переутомленная и невротично заботливая мать часто оби­жает непоседливого мальчика, который так не к стати пристает к ней со своими желаниями. Но вид его обидевшейся физиономия каждый раз вызывает в ней сильное чувство вины, так как она не должна так поступать. Она заглаживает собственную вину тем, что дает ему что-либо вкусненькое. Если эта схема повторяется достаточно часто, то происходит научение. Чему же научается организм мальчика? После обиды, неприятного состояния, от которого организм желает избавиться, происходит кормление, в результате которого обида проходит.

Происходит двойное подкрепление: избавлением от неприятной эмоции и получением пищевого удовольствия. В результате повторения подобных ситуаций организм привыкает реагировать на обиду пищеварительно, так как после обиды следует кормление. Эта последовательность действий, повторяясь, становится привычной и, следовательно, бессознательной. Да, со временем ситуация меняется. Мальчик вырастает и в школе или на работе после того, как его обижают, его уже не кормят. Но его организм сохранил обыкновение реагировать на эмоцию пищеварительно. И он добросовестно выполняет свою реакцию, заполняя пустой желудок кислым и агрессивным соком, предназначенным для растворения пищи.
Последствия такой «привычки» нетрудно предвидеть - изжоги, гастриты, язвенная болезнь. И эта грубая схема может быть дополнена разными подробностями индивидуализированных висцеральных реакций пациента на стресс.

Это, конечно, способствует решению психологической проблемы, но организм за это расплачивается более дорогой ценой, то есть разрушением слизистой. Именно так, вследствие научения, возникает изъян в управлении поведением пищеварительной системы.

Помните, если научаемое поведение адекватно и способствует выживанию, то это научение полезно. Если же наученные реакции неадекватны ситуации, не согласованы с целым, то порождается патологическое поведение. Желудок, реагирующий на обиду как на пищу явно ведет себя ненормально, приводя к язвенной болезни.





Продолжение следует.
Иванов В.А.
Рекомендуем к прочтению