Если мотив высказывания из-за привычек, сложившихся у нас, когда мы еще только учились говорить, автоматически трансформируется в речевое поведение, то мы не наблюдаем внутренней умственной работы по определению цели высказывания, подбора слов, организацию их в линейный ряд.
Все происходит само собой, и внутреннюю речь найти будет крайне сложно. Если же в разговоре возникают трудности или препятствия к построению высказывания, то речь автоматически сдерживается и начинается сознательное формулирование речи или умственное экспериментирование по построению высказывания. Именно этот процесс и воспринимается нами как внутренняя речь.
Внутренняя речь - это не проговаривание про себя или не разговор с самим собою, а некий переходный этап между мотивом и замыслом, мотивацией мышления, "мыслью" и ее произнесением. Внутренняя речь всегда обращена не на слушающего, а на самого говорящего.
Таким образом, готовя свою речь мы настраиваем ее на реализацию мотива и делаем ее соответствующей цели высказывания. Так говорящий уже знает, что хочет сказать, поскольку благодаря внутренней речи уже сформулировало свое высказывание.