Виды проблемных ситуаций можно определять с учетом тех потребностей, которые способствуют возникновению проблемы и перечисленных выше комбинаций затруднений, которые возникают в стремлении к удовлетворению этих потребностей.
Если проблема активизируется познавательным интересом, то проблема может рассматриваться как познавательная. Если проблемы возникают в связи с желанием быть признанным или с достижением успеха, то они могут называться проблемами, связанными с успехом Для решения каждого типа задач требуется свой способ мышления: познавательное мышление, мышление успеха, мышление престижа.
Началом решения задачи всегда является затруднение, дискомфорт вызванный тем, что нет привычных способов или условий достижения цели. Подобное затруднение стимулирует ориентировочное поведение. Результатом ориентировки должен быть анализ условий, (определение ключевых объектов ситуации), выработка предполагаемого плана достижения цели, обеспечение плана ресурсами и информацией, выработка критериев правильности исполнения плана по промежуточным и итоговым результатам.
Это требует внимания и создания некоторого целостного внутреннего поля мышления, в пределах которого совершаются все умственные операции. Это предполагает установление точного отношения между условиями и планом и конечным результатом, сдерживание привычно возникающих операций, которые заведомо неэффективны, сличение результатов с условиями и целью.