Меню
 
Автор статьи Александра Копецкая

Цели и мотивы общения

Психология исходит из двухфазного представления о себе. Первая фаза поведения - достижение цели. Вторая - удовлетворение потребностей. Так как именно достижение цели делает возможным получения удовольствия ради которого совершается действие.

Любое удовлетворение имеет две стороны: консумматорную, например, в случае еды, введение в организм пищи и гедонистическую, которая проявляется в удовольствии от еды. Коммуникация делает возможным получение тех удовлетворяющих результатов, ради которых собственно и осуществляется общение, под мотивами общения понимать то, ради чего совершается общение .
Теоретическая справка

Психология исходит из двухфазного представления о пове­дении. Первая фаза поведения - достижение цели. Вторая - удовлетворение потребностей, так как именно достижение цели делает возможным получение удовлетворения, ради которого совершается действие. Любое удовлетворение имеет две стороны:

консумматорную, к примеру, в случае еды, введение в организм пищи и гедонистиче­скую, которая проявляется в удовольствии от еды. Коммуникация де­лает возможным получение тех удовлетворяющих результатов, ради которых собственно и осуществляется общение. Под мотивами общения следует понимать то, ради чего совершается общение.
Например, подумав о супруге, я предполагаю, что он может быть голодным ("Я приготовлю бутерброд. Наверное, он голоден"). Первая часть моей мысли говорит о пове­дении, а вторая о его мотиве, о том, ради чего совершается поведение.

Если же будет сказано: "Я сделаю такой бутерброд, чтобы ему было еще и вкусно и мне самой это доставит особое удовольствие видеть, как ему будет вкусно", то это уже гедонистическая мотивация общения. В данном случае возникает согласие в области аффектив­ных состояний: я испытываю удовольствие от удовольствия другого человека.

По аналогии с этим на две части распадается любой цикл общения: собственно общение и то, ради чего оно происходит, то есть какого рода удовлетворение оно несет.

Следует отметить что только тот, кто различает са­мо общение и его мотивацию способен к более глубокому понима­нию общения и его тонкостей.

Процесс общения можно разделить на две фазы:

- выбор и определение целей общения, что определяется потребностями общающихся и их мотивами,

- получение удовлетворения, которое делается возмож­ным вследствие достижения цели.

Важно, что не зная второй фа­зы общения мы не сможем понять самого общения и хотя вторая фаза общения существует в представлении, в вооб­ражении, но еще до начала общения именно она способствует ориентировке в ситуации и способствует выбору цели предстоящего общения. Представление каждого участника общения о том, какого рода удовольствия возможны в результате предстоящего общения, составляют мотивацию общения.

Например, семья (отец, мать, дочь Лида и сын Вася) обедают и общаются. Те виды удовлетворения, которые могут при этом быть, характеризуют смысл общения. Пищевое удовлетворение составляет незначительную часть сути общения. Есть можно и в одиночку. А смысл общения для каждого члена семьи может быть разным в за­висимости от мотивации, то есть от того, какого рода удовлетво­рение ожидается ими от общения во время обеда.

Для дочери может быть это случай побыть рядом с отцом, которого дома обычно не бывает, а для матери - неизбежная не­приятность, которую нужно пережить, так как у отца есть обыкно­вение использовать обязательное для семьи застолье для выраже­ния своей неприязни к жене и сыну по различным поводам. На этот раз он ведет речь о никчемности сына и о потворстве матери дур­ным наклонностям сына. Критика создает за столом тягостную ти­шину.

Когда у матери лицо становится неподвижным и движения рук угловатыми, Вася чувствует какую-то тяжесть под ложечкой и пища для него приобретает отвратительный вкус и он с трудом сдерживает тошноту. Однако уйти из-за стола не возможно и он де­лает вид, что ест. Дочь наслаждается ситуацией, которую она вос­принимает "Все плохие, а я хорошая".

У сына Васи подавленный импульс бегства реализуется в висце­ральных реакциях, что заметно по едва чувствительным приступам тошноты. Таким образом, общение насыщено различ­ными сильными мотивациями, которые трансформируют засто­лье в псевдообщение. Раз это - обыкновение, то имеет смысл нам исследовать последствия повторения таких ситуаций, ибо в них происходит научение.
Пороки такого общения свой вред распределяют относитель­но равномерно. У Лиды постепенно развивается садистическая склонность получать удовольствие от того, что другим людям, которые близки к ней, плохо.

"Он плохой, а я хорошая". Создается первичная установка "Мои близкие плохие и это справедливо, когда их критикуют". Но поскольку брата она любит, то получит очень много удовольствий, жалея и сочувствуя ему. Трудно предсказать как будет эта установка у Лиды проявляться в сексуальном выборе, она вероятно будет рядиться в одежды альтруизма. Васе в будущем предстоит познако­миться с ножом хирурга, специалиста по желчно-каменной болезни, который спасет его от страданий и возможной смерти от перитонита посредством удаления желчного пузыря.

Более серьезные последствия возникают, когда мать тщетно пытается подправить ситуацию, маскируя образ отца. Она стремит­ся детям показать, что папа на самом деле хороший и он ее и Васю любит, а только кажется плохим, потому что у него временные трудности на работе, он не ладит с коллегами и начальством, они плохие, и папа хороший, но он очень устает на работе.

В голове Васи, поскольку он маму любит и ей доверяет, картина мира стано­вится иррациональной. Вследствие иррационального поведения матери вещи уд­ваиваются на то, какими они кажутся и какие они есть на самом де­ле. Он теряет ориентацию и перестает доверять признакам вещей, так как плохое в его опыте оказывается или должно быть хорошим и наоборот.

От такого шизоидного восприятия мира один шаг до душевной болезни когда опыт человека искажается и даже ней­тральные стимулы ситуации воспринимаются как угрожающие.

Мы видим, что мысли участников общения о том, какого рода удовлетворения и защиты будут получены в процессе этого взаимодействия, составляет мотивацию общения, подлинного или псевдообщения. Искусство распознавания подлинных и мнимых мотивов общения является основой выживания в общении себе по­добными.
Рекомендуем к прочтению