Меню
 
Автор статьи владимир иванов

Формирование личности.

Как мы уже говорили в предыдущих статьях, формирование черт личности происходит через эмоциональные подкрепления, появляющиеся в контактах с другими людьми.

У таких эмоциональных подкреплений можно выделить несколько основных характеристик, таких как сила подкрепления, отсрочка и вероятность подкрепления. Рассмотрим их подробнее.
Чем важнее для матери послушание, тем проявление этого качества в ребенке вызывает в ней большее удовольствие и одобрение. В результате, послушание у ребенка быстро превращается в черту личности.

Неодобрение же агрессивных проявлений приучает ребенка к сдерживанию агрессивности, что в свою очередь прививает ему черту сдержанности. По сути это научение происходит скрыто, поскольку, как правило, ни мать ни ребенок не замечают этот процесс.
Не менее важна работа схем подкрепления в семье. Например, если существующую систему ценностей разделяют все члены семьи, то научение определенным чертам поведения происходит быстро. В данном случае это обусловлено детерминированным подкреплением с высокой вероятностью. Но и в этом случае не все может идти гладко.

Установлено, что если подкрепление строго детерминировано, то соответствующие психические структуры образуются быстро, но они оказываются нестойкими к угашению. То есть кажущиеся привычными схемы поведения легко изменяются под влиянием смены обстоятельств.

К примеру, сверх забота, характеризующаяся схемами детерминированных частых подкреплений, формирует у детей нестойкость характера, потребность в зависимости, слабоволие, нетерпимость к малейшей фрустрации. Но стоит поместить ребенка в иную среду, он может быстро выработать кардинально иные модели поведения.

Говоря обыденным языком, эти люди, будучи взрослыми, не отличаются постоянством установок, черт характера, силой воли.

Это полностью подтверждается корреляционными исследованиями, которые приводят к фундаментальному выводу о том, что в семьях с сильно доминирующей матерью, которая соблюдает строгую и механически детерминированную "справедливую" систему поощрений и наказаний, дети вырастают со слабым характером и с сильной потребностью в зависимости.
Для наглядного примера разберем две противоположные ситуации со схемами подкрепления, работающими в конкретных семьях.

Вот одна собеседница: «Я вообще не занималась воспитанием детей. Жила в свое удовольствие. Любила мужа. Любила детей, правда, во вторую очередь. Муж у меня был на первом месте. Я относилась к детям по обстоятельствам: сердилась когда была сердита и радовалась, когда они меня радовали. И у меня получились очень хорошие дети».

И ее подруга: «Я все время думала о воспитании, боялась, что они станут плохими, но сейчас дела обстоят плохо, они непослушны и не уважают меня».

Почувствуйте разницу. В семье второй женщины схема подкрепления была строго детерминированной и обладала высокой вероятностью, то есть дети точно знали, чего ждать от каждой конкретной ситуации и каждого варианта своего поведения. "Все время думала о воспитании, боялась". А в семье первой собеседницы система подкреплений не была детерминирована строго, была вероятностной.

Согласно законам научения в последнем случае навыки и привычки детей образуется медленно, но становятся прочными и плохо подвержены угашению. На это указывают и ее слова: "не занималась воспитанием". На самом же деле воспитание имело место, но оно не было навязчивым

Именно поэтому, когда я консультирую семьи, то в первую очередь стараюсь успокоить родителей, чтобы они не слишком старались и этим не навредили своей семье.