Для наглядного примера разберем две противоположные ситуации со схемами подкрепления, работающими в конкретных семьях.
Вот одна собеседница: «Я вообще не занималась воспитанием детей. Жила в свое удовольствие. Любила мужа. Любила детей, правда, во вторую очередь. Муж у меня был на первом месте. Я относилась к детям по обстоятельствам: сердилась когда была сердита и радовалась, когда они меня радовали. И у меня получились очень хорошие дети».
И ее подруга: «Я все время думала о воспитании, боялась, что они станут плохими, но сейчас дела обстоят плохо, они непослушны и не уважают меня».
Почувствуйте разницу. В семье второй женщины схема подкрепления была строго детерминированной и обладала высокой вероятностью, то есть дети точно знали, чего ждать от каждой конкретной ситуации и каждого варианта своего поведения. "Все время думала о воспитании, боялась". А в семье первой собеседницы система подкреплений не была детерминирована строго, была вероятностной.
Согласно законам научения в последнем случае навыки и привычки детей образуется медленно, но становятся прочными и плохо подвержены угашению. На это указывают и ее слова: "не занималась воспитанием". На самом же деле воспитание имело место, но оно не было навязчивым
Именно поэтому, когда я консультирую семьи, то в первую очередь стараюсь успокоить родителей, чтобы они не слишком старались и этим не навредили своей семье.