Меню
 
Ближайшие курсы online


31 октября в 15:00 - "Мастерская терпения" - УЧАСТВОВАТЬ

04 ноября- "Путь дЖЭдая" с Александрой Копецкой, вторая ступень - УЧАСТВОВАТЬ
24 ноября - курс для опытных "Реконструкция" - Фаза 1 по вторникам - УЧАСТВОВАТЬ

Запись по телефону +7 968 990 0880

Или оставьте свой телефон и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Автор статьи владимир иванов

Философия болезни. Идея равновесия стихий.

Как мы уже говорили ранее, человек независимо от того, врач он или больной, поневоле становится философом, так как вынужден размышлять о жизни, болезни и смерти. Любая философия же возникает в размышлении о причинах. Когда человек ищет причины, он моделирует ситуацию и создает определенную концепцию.

Так, размышляя о болезни, он ищет причину болезни. Это может быть представление о болезнетворном начале, о нарушении равновесия в работе организма, расстройстве слаженного механизма взаимодействия функциональных систем организма, о повреждениях или влияниях среды, с которыми организм не может справиться. Сегодня поговорим подробнее о концепции равновесия стихий.

По сравнению с концепцией болезнетворного начала, которую создали первобытные люди, у античных врачей была более развитая философия болезни. Они признавали болезнетворные начала, но считали, что в теле должна быть гармония и равновесие стихий огня, воды, земли и воздуха. Во время болезни они стремились восстановить равновесие стихий с помощью лекарств, питания, воздействия на тело и душу. Недостаток или избыток какой-либо из стихий рассматривались именно в сравнении с внутренним равновесием.

Так лихорадка означала избыток огня и в связи с ней нужно увеличить влажность тела, так как огонь и вода противоположны. Следовательно, надо вводить в больного влажное в виде еды, питья, или делать ему холодные обертывания. Можно для исцеления отнять избыток огня.
Искусство врача, работающего в античные времена, как раз и состояло в умении диагностировать эти отклонения от равновесия. Античный врач мог на ощупь, на вкус и зрительно различать до девяти уровней влажности-сухости не только в больном человеке но и в веществах, которые употреблялись как лекарства.

Кроме признанных в античности четырех стихий китайцы для полноты понимания человека ввели еще и пятую стихию, стихию дерева. Однако все же возникал вопрос, отчего зависит равновесие или дисгармония стихий. Для этого китайские врачи ввели в философию здоровья и болезни понятие энергии, которая, двигаясь по каналам тела, управляет стихиями. Восстановить равновесие стихий можно было влияя на положительную и отрицательную энергию тела путем иглоукалывания, прижигания, правильного питания и питья.

Причем, в этой философии отрицательная энергия не рассматривалась как болезнетворное начало. Наличие отрицательной энергии в теле считалось нормальным, лишь бы она была уравновешена с положительной. Именно в это время были выработаны приемы акупунктуры, усиливающие или ослабляющие активность соответствующей энергии.
«Чем же лучше философия равновесия?», - опять вовлекается в спор читатель, -«Ведь вполне можно и нарушение равновесия рассматривать как болезненное начало. Избыток тепла приводит к лихорадке. Надо убрать избыток».

Чтобы точно понять разницу между двумя концепциями, мы хотели бы обратить внимание читателя на то, что философия не только объясняет причины, но и указывает на направление воздействия на них. Это важный элемент любой философии. Идея вредоносного агента ведет к уничтожению этого агента. А идя нарушения равновесия - к восстановлению равновесия. Разные вещи по последствиям для человека.

Если вы считаете, что болезнь происходит от избытка некоего болезнетворного начала, внедрив­шегося в организм, например, вредных микробов, которые каким-то странным образом смогли размножиться в нем, то ваша философия побуждает вас думать, как бы их уничтожить. Вы пользуетесь антибиотиками, которые в свою очередь убивают как по­лезных, так и вредных микробов.

Принцип же равновесия признает существование некоторого терпимого числа болезнетворных микроорганизмов, которые необходимы организму для поддержания иммунитета на определенном уровне. В тоже время установка на тотальное уничтожение этих микроорганизмов, в конечном счете окажется вредной.
Принцип же равновесия признает существование некоторого терпимого числа болезнетворных микроорганизмов, которые необходимы организму для поддержания иммунитета на определенном уровне. В тоже время установка на тотальное уничтожение этих микроорганизмов, в конечном счете окажется вредной.


Но и у концепции равновесия есть недостатки. Само понятие «равновесия» неконкретно. Если недостаток воды вызывает жажду, то понимание жажды упирается в то, что она может существовать и при избытке влаги в организме, если вы съели пару селедок.

Физиолог в этом случае вынужден мыслить понятиями не равновесия, а, например, осмотического давления в мембранах клеток организма. Здесь возникает конкретный вопрос: "Равновесие чего нарушено?"

Если древние думали о болезни как о нарушении равновесия стихий, то они стремились восстановить его известными им способами. Современный врач думает не о стихиях, а о нарушении равновесия и согласованности в работе функциональных систем организма.

С тридцатых годов появилось учение о гомеостазе, согласно которому организм сам поддерживает равновесие различных физиологических характеристик организма в определенных, допустимых для живого существа пределах. Представления о целительных силах организма с этого момента получило научное определение в виде точно описанных функций определенных систем организма.

Из этого учения о гомеостазе вытекает определенная идея воздействия и запреты на определенное воздействие. Действительно, если равновесие поддерживать инъекциями какого-либо гормона, которое организм сам должен вырабатывать, но почему-то не вырабатывает в нужном количестве, то организм вовсе откажется сам его вырабатывать.

Понятие о гоместазе очень плохо согласуется с идеей искусственной компенсации недостатка, однако десятки тысяч людей превращаются в заложников шприца вследствие широкого применения этой порочной философии "компенсации недостатка".

Рекомендуем к прочтению