Принцип же равновесия признает существование некоторого терпимого числа болезнетворных микроорганизмов, которые необходимы организму для поддержания иммунитета на определенном уровне. В тоже время установка на тотальное уничтожение этих микроорганизмов, в конечном счете окажется вредной.
Но и у концепции равновесия есть недостатки. Само понятие «равновесия» неконкретно. Если недостаток воды вызывает жажду, то понимание жажды упирается в то, что она может существовать и при избытке влаги в организме, если вы съели пару селедок.
Физиолог в этом случае вынужден мыслить понятиями не равновесия, а, например, осмотического давления в мембранах клеток организма. Здесь возникает конкретный вопрос: "Равновесие чего нарушено?"
Если древние думали о болезни как о нарушении равновесия стихий, то они стремились восстановить его известными им способами. Современный врач думает не о стихиях, а о нарушении равновесия и согласованности в работе функциональных систем организма.
С тридцатых годов появилось учение о гомеостазе, согласно которому организм сам поддерживает равновесие различных физиологических характеристик организма в определенных, допустимых для живого существа пределах. Представления о целительных силах организма с этого момента получило научное определение в виде точно описанных функций определенных систем организма.
Из этого учения о гомеостазе вытекает определенная идея воздействия и запреты на определенное воздействие. Действительно, если равновесие поддерживать инъекциями какого-либо гормона, которое организм сам должен вырабатывать, но почему-то не вырабатывает в нужном количестве, то организм вовсе откажется сам его вырабатывать.
Понятие о гоместазе очень плохо согласуется с идеей искусственной компенсации недостатка, однако десятки тысяч людей превращаются в заложников шприца вследствие широкого применения этой порочной философии "компенсации недостатка".