Меню
 
Автор статьи владимир иванов

Философия болезни. Идея равновесия стихий.

Как мы уже говорили ранее, человек независимо от того, врач он или больной, поневоле становится философом, так как вынужден размышлять о жизни, болезни и смерти. Любая философия же возникает в размышлении о причинах. Когда человек ищет причины, он моделирует ситуацию и создает определенную концепцию.

Так, размышляя о болезни, он ищет причину болезни. Это может быть представление о болезнетворном начале, о нарушении равновесия в работе организма, расстройстве слаженного механизма взаимодействия функциональных систем организма, о повреждениях или влияниях среды, с которыми организм не может справиться. Сегодня поговорим подробнее о концепции равновесия стихий.

По сравнению с концепцией болезнетворного начала, которую создали первобытные люди, у античных врачей была более развитая философия болезни. Они признавали болезнетворные начала, но считали, что в теле должна быть гармония и равновесие стихий огня, воды, земли и воздуха. Во время болезни они стремились восстановить равновесие стихий с помощью лекарств, питания, воздействия на тело и душу. Недостаток или избыток какой-либо из стихий рассматривались именно в сравнении с внутренним равновесием.

Так лихорадка означала избыток огня и в связи с ней нужно увеличить влажность тела, так как огонь и вода противоположны. Следовательно, надо вводить в больного влажное в виде еды, питья, или делать ему холодные обертывания. Можно для исцеления отнять избыток огня.
Искусство врача, работающего в античные времена, как раз и состояло в умении диагностировать эти отклонения от равновесия. Античный врач мог на ощупь, на вкус и зрительно различать до девяти уровней влажности-сухости не только в больном человеке но и в веществах, которые употреблялись как лекарства.

Кроме признанных в античности четырех стихий китайцы для полноты понимания человека ввели еще и пятую стихию, стихию дерева. Однако все же возникал вопрос, отчего зависит равновесие или дисгармония стихий. Для этого китайские врачи ввели в философию здоровья и болезни понятие энергии, которая, двигаясь по каналам тела, управляет стихиями. Восстановить равновесие стихий можно было влияя на положительную и отрицательную энергию тела путем иглоукалывания, прижигания, правильного питания и питья.

Причем, в этой философии отрицательная энергия не рассматривалась как болезнетворное начало. Наличие отрицательной энергии в теле считалось нормальным, лишь бы она была уравновешена с положительной. Именно в это время были выработаны приемы акупунктуры, усиливающие или ослабляющие активность соответствующей энергии.
«Чем же лучше философия равновесия?», - опять вовлекается в спор читатель, -«Ведь вполне можно и нарушение равновесия рассматривать как болезненное начало. Избыток тепла приводит к лихорадке. Надо убрать избыток».

Чтобы точно понять разницу между двумя концепциями, мы хотели бы обратить внимание читателя на то, что философия не только объясняет причины, но и указывает на направление воздействия на них. Это важный элемент любой философии. Идея вредоносного агента ведет к уничтожению этого агента. А идя нарушения равновесия - к восстановлению равновесия. Разные вещи по последствиям для человека.

Если вы считаете, что болезнь происходит от избытка некоего болезнетворного начала, внедрив­шегося в организм, например, вредных микробов, которые каким-то странным образом смогли размножиться в нем, то ваша философия побуждает вас думать, как бы их уничтожить. Вы пользуетесь антибиотиками, которые в свою очередь убивают как по­лезных, так и вредных микробов.

Принцип же равновесия признает существование некоторого терпимого числа болезнетворных микроорганизмов, которые необходимы организму для поддержания иммунитета на определенном уровне. В тоже время установка на тотальное уничтожение этих микроорганизмов, в конечном счете окажется вредной.
Принцип же равновесия признает существование некоторого терпимого числа болезнетворных микроорганизмов, которые необходимы организму для поддержания иммунитета на определенном уровне. В тоже время установка на тотальное уничтожение этих микроорганизмов, в конечном счете окажется вредной.


Но и у концепции равновесия есть недостатки. Само понятие «равновесия» неконкретно. Если недостаток воды вызывает жажду, то понимание жажды упирается в то, что она может существовать и при избытке влаги в организме, если вы съели пару селедок.

Физиолог в этом случае вынужден мыслить понятиями не равновесия, а, например, осмотического давления в мембранах клеток организма. Здесь возникает конкретный вопрос: "Равновесие чего нарушено?"

Если древние думали о болезни как о нарушении равновесия стихий, то они стремились восстановить его известными им способами. Современный врач думает не о стихиях, а о нарушении равновесия и согласованности в работе функциональных систем организма.

С тридцатых годов появилось учение о гомеостазе, согласно которому организм сам поддерживает равновесие различных физиологических характеристик организма в определенных, допустимых для живого существа пределах. Представления о целительных силах организма с этого момента получило научное определение в виде точно описанных функций определенных систем организма.

Из этого учения о гомеостазе вытекает определенная идея воздействия и запреты на определенное воздействие. Действительно, если равновесие поддерживать инъекциями какого-либо гормона, которое организм сам должен вырабатывать, но почему-то не вырабатывает в нужном количестве, то организм вовсе откажется сам его вырабатывать.

Понятие о гоместазе очень плохо согласуется с идеей искусственной компенсации недостатка, однако десятки тысяч людей превращаются в заложников шприца вследствие широкого применения этой порочной философии "компенсации недостатка".

Рекомендуем к прочтению