Личность по сути является продуктом социального научения, но в тоже время она радикально меняет ситуацию и вносит в научение человека некоторые особенности. Возникновение отдельной личности способствует изменению процесса научения, выводя на первый план свойственную каждому из нас систему самоподкрепления.
Так правдивый или добрый испытывают удовольствие от своей правдивости и проявления доброты без необходимости получения эмоционального подкрепления со стороны. Именно это способствует научению самоподкрепляемых черт поведения.
Наиболее заметно самоподкрепление в становлении более широких социальных черт. Например, потребность в престиже - одновременно и потребность, и личностная черта, поскольку, если деятельность человека приводит к увеличению его признания, то он получает положительное эмоциональное подкрепление, что способствует научению этой деятельности.
Именно чувство достоинства и самоуважения, а также потребность в самореализации, свойственные только человеку, способствуют тому, что любой результат, который соответствует этим чувствам будет закрепляться в чертах характера.