Если у двух, предшествующего и последующего поведения, цели и способы достижения сходны, то происходит интенсивный перенос. Очевидно, городской житель, занимающийся скалолазанием, быстрее научится взбираться на дерево, чем тот, кто никогда не взбирался по отвесным стенам. Папуас же упадет в траву в припадке безудержного смеха, когда увидит, что скалолаз попытается взобраться по длинному и гладкому стволу дерева с помощью своих привычных инструментов.
Если цели сходны, а способы достижения их различны, то происходит негативный перенос, так как предшествующее действие ухудшает эффективность последующего. Предшествующее действие дезорганизует и препятствует научению последующему действию. Это можно заметить, если впервые попробовать вести английскую или японскую машину с рулем справа.
Если способы достижения цели первого и последующего действий сходны, а цели различны, то наблюдается слабый положительный перенос. Конечно, скалолаз быстрее научится у папуаса пользовать его методом, чем обыкновенный городской житель,
Научение с помощью переноса в основном играет вспомогательную роль в системе методов обучения. Мы же выделяем его в самостоятельный метод потому, что знание его необходимо для повышения эффективности других методов.
Так преподавателю, излагая новый материал или обучая новому действию, следует использовать перенос, ссылаясь на умения и навыки, которые уже известны, и ища сходства и различия между ними и изучаемым действием.