Меню
 
Автор статьи Копецкая Александра

ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ

Как вы думаете, всегда ли два человека, состоящих в коммуникации, на самом деле общаются?

Слово "коммуникация" обозначает не что иное как производство сообщений и обмен ими. Целью коммуникации является передача определенного сообщения и получение сообще­ний от других. В коммуникации принято выделять следующие составные элементы: адресант - вырабатывающий и направляющий сообщение, адресат - кому направлено сообщение и кана­лы связи - способ, каким кодируется и передается сообщение.

В общении же (например, в беседе) адресат и адресант иногда меня­ются местами. Поэтому общение может рассматриваться не только как обмен партнеров сообщениями, в котором каждое сообщение вы­зывает соответствующие реакции адресата, но и как обмен ролями в общении: адресант становится адресатом и наоборот.

Также для понимания разницы между коммуникацией и общением нужно рассмотреть их цели. Це­лью коммуникации является осуществление сообщения. Целью же общения становится достижения согласия.

Таким образом, обмен коммуникацией еще не является общением. Коммуникация является инструментом и может быть использована в общении для достижения согласия. Только в этом случае коммуникация стано­вится функцией общения, служит общению.

Цикл коммуникации может быть завершен, если адресат получил сообщение, его понял правильно и сообщил об этом адре­санту. Следовательно, в тот момент, когда адресат сообщает о при­нятии и понимании сообщения он становится на мгновение адре­сантом. Цикл может прерваться, если адресат не получит сообще­ния, не поймет его и не сообщит о получении сообщения.

Анализ коммуникации и общения с функциональной точки зрения предполагает, что понятие общения шире, чем коммуникация. Например, джентльмен на веранде заметил: "Сегодня хорошая погода", на что другой ответил: "Кажется, накрапывает дождь". Состоялась коммуникация но в общении на­зревает разногласие, так как хорошая погода и дождь не согласу­ются. Согласие может быть восстановлено, если первый уточнит, что он любит дождливую погоду. В этом случае ошибка коммуникации не нарушит общения.
Или, к примеру, в ответ на коммуникацию "Я тебя люблю", адресант может ожидать либо ответа "Я тебя тоже люб­лю" или радость со стороны адресата. Если же адресат коммуникации высказывает другие реакции, то общения по сути не происходит.

В тоже время такая же коммуникация может быть и актом аг­рессии: "Врешь! Если бы это было так, то пять лет назад ты путался бы с этой шлюхой!" Но все эти коммуникации так или иначе направлены на достижение или проверку согла­сия.

Коммуникация может быть непроизвольной и произволь­ной. Восприятие другого человека, черт его личности часто является непроизвольной коммуникацией, но в этом случае носитель черты является как бы непроизвольным адресантом, "вырабатывающим сообщение" о себе без особого умысла.

Общение же в свою очередь будет зависеть от того, каким мы воспринимаем и считаем другого человека. Интерпретация сообщения у адресата приобретает совершенно разный смысл в зависимости от целей общения.
Согласие и несогласие в общении также легко могут переходить друг в друга. Согласие немедленно нарушается и общение дезорганизуется в сторону несогласия, если, например, один из участников общения высказывает какое-то суждение без учета второй стороны.

К примеру, один из джентльменов на веранде, увидев вошедшую молодую женщину, скажет обратившись к собеседнику: "У вас прекрасная невестка". Но сказавший это, оказывается, забыл, что в этом доме очень не любят невест­ку и это внешне приятное сообщение неожиданно приводит к несо­гласию по пункту оценки невестки.

В тоже время согласие может быть восстановлено, если сказавший исправит свою ошибку, к примеру, репликой: "Молодые женщины часто создают о себе слишком благоприятное впечатле­ние, что заставляет мужчин быть особо осмотрительными в сужде­ниях о них".

Как вы видите, построить непротиворечивую теорию общения на основе его интерпретации только как коммуникации, невозможно. Поэто­му не следует отождествлять коммуникацию и общение, но стоит признать, что коммуникация имеет место в общении, хотя и не выражает ее сути.
Рекомендуем к прочтению