Меню
 
Автор статьи Копецкая Александра

ОБЩЕНИЕ В СЕМЬЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Семья предполагает тесное общение ее членов. И особенно важное влияние общение внутри семьи оказывает на детей. Так, для младенца источником жизни является общение с матерью, так как именно в нем он удовлетворяет жизненные потребности в безопасности, в эмоциональных контактах и в пище.

До того, как ребенок освоит речь, главным источником информации об ожидаемом поведении матери будет являться ее лицо. В процессе же чтения материнского лица у ребенка развивается способность прогнозирования, предвидения и управле­ния собственным поведением, что необхо­димо для полноценного общения.

Развитие происходит гармонич­но, если существует некоторое постоянство в зависимости между мимикой материнского лица, ее речью и подкреплением ожидаемо­го материнского поведения. Если же ребенок не в состоянии распо­знавать эту зависимость, то для него теряется связь между поведе­нием матери и состоянием ее лица.

Тогда ребенок не просто терпит неудачу в прогнозировании, но по мере накопления неудачного опыта учится отказываться от совершения актов предвидения. Вследствие этого ребенок не развивает интуицию. В особо запущенных случаях это может привести к развитию шизоидной личности.Или, если это происходит при иных сопутствующих обстоятельствах, например, контраста словесных и реальных требований, - к становлению шизофрении.


Особенности общения в семье могут способствовать и фор­мированию психосоматических заболеваний. Например, эмоциональная мать, оби­жающая ребенка и заглаживающая свою вину кормлением, способствует научению, в котором вырабатывается пище­варительная реакция на социальные ситуации обиды или не­удачи.

В результате это может способствовать становлению язвенной личности, у которой желудок будет реаги­ровать пищеварительно на социальные, не пищевые ситуации. Растроился – ешь, опечален – ешь и т.д.

Также существует зависимость между симптоматикой болезни матери и симптомами ребенка. Например, мать, страдающая стенокардией, способствует формированию у ребенка этих сим­птомов, так как в общении она среди разнообразных симпто­мов, появляющихся у ребенка при стрессе подкрепляет те сим­птомы, которые она легко распознает, например, сердечно сосуди­стые реакции.

Такого рода соотношение между симптомами матери и ребенка часто объясняется наследственной предрасположенно­стью к определенной болезни, которая передается от матери к ре­бенку. Однако мы уверены, что при этом следует внести существенные поправки на патогенное общение и социальное научение в этом общении.
Поскольку семья является первой социальной средой, в которой ребенок начинает свой путь в социализации, то именно в семейном общении создаются черты, составляющие личность ребенка: правдивость, аккуратность, мотивация достижения и другие, хорошо если только положительные, диспозиции.

Нормальное развитие предполагает полноценное общение ребенка в семье, а недостатки общения вызывают психическую депривации и задерживают нормальное развитие. При этом возникают различные компенсации, которые потом диагностируются как те самые, привычные многим, пси­хологические комплексы.


Рекомендуем к прочтению