Обучение проходит в формате педагогического общения в котором управление априори принадлежит учителю. Следует, однако, помнить, что любое общение людей предусматривает управление поведением, где один играет роль управляющего, а второй подчиняется управлению.
Обучение проходит в формате педагогического общения в котором управление априори принадлежит учителю. Следует, однако, помнить, что любое общение людей предусматривает управление поведением, где один играет роль управляющего, а второй подчиняется управлению. В отдельных случаях общение может рассматриваться как симметрическое взаимодействие, в котором имеет место "плавающий" субъект управления общением. Так, как вы уже знаете, в диалоге управление общением берет на себя то одна, то другая сторона общения.
Когда же, субъектом взаимодействия выступает учитель, то этот вид общения может квалифицироваться как педагогическое воздействие. Конечно, семантика термина "воздействие" предполагает асимметрическое общение, но на деле невозможно до конца исключить воздействие ученика на учителя. Большая асимметрия в общении свойственна авторитарной педагогике, а меньшая асимметрия - педагогике сотрудничества. Талант же педагога состоит в его способности изменять асимметрию общения в зависимости от ситуации, особенностей личности воспитуемого и поставленных целей.
Имея дело с другими (учителями, родителями) педагог может придерживаться в управлении общением насилия или ненасилия. Однако, культивирование ненасилия в педагогическом общении предъявляет определенные требования и к личности воспитателя, учителя. Оно вырабатывает в нем особые профессиональные черты гибкости, терпимости, осмотрительности, незлобивости, владения своими эмоциями, способности к диалогу, вырабатывает саногенное мышление, позволяющее легко снимать внутренние напряжения, вызванные конфликтом и помехами в управлении.
Идеи ненасилия получили развитие в современной гуманистической психологии и психотерапии. Так, отказ от насилия применительно к внутреннему миру практикуют некоторые направления экзистенциальной психотерапии, но эта практика не получила широкого распространения. В современной педагогике идея ненасилия робко, в скрытом виде проявляется в требовании повышения мотивации учения, доступности учебного материала, что само по себе делает ненужным принуждение и наказание.
Однако, при недостатке мотивации, процесс обучения все равно приобретает принудительный характер из-за общей организации учебного процесса (экзамены, социальное сравнение успехов, страх учителя перед начальством, отсутствие умений и опыта ненасильственного управления поведением, манипулирование родителями, неспособность различения насилия от ненасилия). Именно поэтому большинство современных школ постепенно превращаются в рассадники мощного косвенного насилия над учеником.
В то же время принцип ненасилия в педагогике может и должен быть реализован как требование в каждом случае стремиться изменять соотношение принуждения и ненасилия в пользу уменьшения принуждения и воспитания свободы деятельности в соответствии с обстоятельствами и возможностями учащегося.
Так, снижение принуждения достигается в сотрудничестве учителя и ученика в определении целей и содержания обучения и воспитания, в выборе материала, метода, организации работы. И хотя это изменение не может произойти мгновенно, потому что педагогика ненасилия требует существенных изменений в методах и формах обучения и воспитания, но это изменение необходимо нам, нашим детям и нашему обществу в целом.