Меню
 
Автор статьи владимир иванов

Философия в болезни и в здравии


В предыдущих материалах мы изложили некоторые концепции, которые часто выступают в составе обыденной философии болезни, которую создает сам человек и которая приводит к принятию различных решений, начиная от выбора врача, экстрасенса или колдуна и предлагаемого метода лечения.

Пока вы читали материалы по философии болезни у вас могло сложиться впечатление, что все изложенные выше концепции взаимно исключают друг друга. Так это выглядит только в теории, а на самом деле в любой болезни есть свои особенности, каждая из которых может объясняться нами в терминах различных концепций.
Любая философия - живая умственная система, составляющие которой могут занимать различное положение в иерархии ее символов. Правильной же будет та философия, применение которой даст наилучший эффект в лечении.

Было бы смешно или трагично, если бы в случае занозы или отравления, врач вместо того, чтобы заняться удалением патогенного начала из организма начал размышлять о нарушении равновесия функциональных систем организма.

Нисколько не лучше, если при дискинезии желчных путей или язвенной болезни вместо того, чтобы придерживаться концепции изъяна, в управлении системами врач будет думать о восстановлении гомеостазиса или удалении болезнетворных агентов.

Именно поэтому практическая философия болезни должна быть адекватной тому заболеванию, с которым врач имеет дело здесь и сейчас. Если эта философия правильная, то лечение будет эффективным. Но верно и обратное суждение: эффективное лечение служит критерием правильности философии. "По плодам их узнаете их", - ответил Спаситель, когда его спросили о том, как отличить ложного пророка от истинного.


Однако правильная философия нужна не только больному или врачу. Она нужна и здоровому, чтобы избежать болезни. Способ нашего мышления влияет на состояние духа и тела. Если у меня правильная философия, то она мне помогает выжить, если плохая, то вредит.

Опыт врачевания психосоматических расстройств убеждает, что только изменение стиля мышления, отказ от порочной философии жизни и выработка новой философии помогает исцелению. Исцеление возможно только вследствие изменения философии жизни.
Так, если признать, что хронический эмоциональный стресс может привести к болезни истощения, то сделав шаг назад мы увидим, что эмоциональный стресс в меньшей мере определяется обстоятельствами, а в большей - обыденной философией жизни.

Если, к примеру, моя философия жизни одним из своих пунктов включает в себя требование, чтобы все мои домашние стояли передо мной на четвереньках, а они не хотят этого делать, то я окажусь в состоянии беспрерывного стресса, вызываемого сдерживаемым гневом и неудовольствием по поводу поведения моих близких, которые не хотят становиться на четвереньки.

Последствия внутреннего рассогласования моей философии с жизнью скажутся немедленно. Я могу стать благополучным только изменив свою обыденную философию, приспособив ее к моей жизненной ситуации и к возможностям членов моей семьи.




Продолжение следует.
Иванов В.А.
Рекомендуем к прочтению