Меню
 

Принцип наглядности в обучении.

Сказанная много десятилетий назад формула "от живого созерцания - к абстрактному мышлению, а от него - к практике" не теряет своего значения и сегодня.
Принцип наглядности может применяться к любому процессу познания (дедуктивному или индуктивному). Он требует предоставления материала в виде схем, таблиц, символов. Однако, не следует преувеличивать наглядность. Стоит представить химическую формулу, и вы убедитесь, что визуальное восприятие символов не приведет вас к познанию сути реакции.

Чтобы понять реакцию, придется применять логический синтез. В педагогике принцип наглядности предполагает такую организацию подачи материала, когда все необходимые понятия образуются на основе восприятия (осмотра, прослушивания, тактильного восприятия) изучаемых предметов или их изображений. Иногда этот принцип называют принципом соединения абстрактности мышления с наглядностью преподавания.
Принято выделять три вида наглядности: натуральную, изобразительно - звуковую и символическую.
Натуральная наглядность играет чрезвычайно важную роль в медицинском образовании. Трудно понять строение клетки без осмотра с использованием микроскопа.

Изобразительная наглядность включает изготовление наглядных пособий, слайдов, кинофрагментов, альбомов.
Символическая наглядность позволяет представить абстрактные отношения и структуры, взаимосвязь понятий, числовые отношения, схемы, графики, чертежи и т. д.

Применение наглядности в обучении требует соблюдения ряда следующих правил:
- Наглядность должна соответствовать целям обучения; демонстрироваться должны только те объекты, признаки и свойства, которые изучаются.
- Наглядность должна сопровождаться пояснением.
- Число демонстрируемых объектов должно быть невелико, иначе Так считается, что человек плохо воспринимает одновременное предъявление ему более семи объектов.



- Восприятие демонстрируемого объекта должно сопровождаться
активностью студентов. Они должны работать с объектом: наблюдать, регистрировать, интерпретировать.
- Объекты предъявляются ровно столько времени, сколько продолжается работа с ними. То, что появилось в поле зрения до использования и остается в нем после использования, может отвлечь внимание студента.
- Не следует использовать чрезмерно яркие и красочные средства наглядности, поскольку они способствуют фиксированию внимания на образном содержании предмета, лишая возможности развивать абстрактное мышление студента.
Рекомендуем к прочтению