В то же время коренное отличие научения у человека и животного прежде всего состоит в характере переживаний. Если переживания животного и его аффективные реакции вплетены в конкретную ситуацию, и оно получает подкрепление именно в конкретной ситуации, то человек, благодаря наличию второй сигнальной системы, обладает воображением, которое независимо от реальности может воспроизводить ситуации, имеющие эмоциогенное значение, и тем поддерживать мощную систему самоподкрепдения .
Поэтому самоподкрепление становится фактором, определяющим становление новых психических структур в человеке, и вызывающих к жизни поведения, которые могут быть не связаны с конкретной социальной и природной ситуацией. Именно воображение и патогенное оперирование образами может вызвать деформации личности, проявление дурных привычек вплоть до патологий.
Вывод - наше воображение подкрепляет то, что мы переживаем в воспоминаниях, снах и мечтах. Не зря Булгаков вложил в уста своему персонажу следующие слова - "Будьте осторожны со своими желаниями — они имеют свойство сбываться".