Дела с воспитанием ответственности в ребенке обстоят куда сложнее, потому что под ответственностью мы понимаем такое поведение, при котором человек не только самостоятельно принимает решение о необходимости делать то или иное дело, но и понимает и оценивает возможные последствия такого поведения.
Ответственность мы можем начать развивать только тогда, когда ребенок способен делать какое-то дело самостоятельно, например умываться с утра или убирать свои игрушки перед сном.
Тогда, мы совместно с ним можем определить какое дело будет лежать в зоне ответственности ребенка, и постепенно, шаг за шагом, передаем это дело ему, например, сначала мы вместе убираемся в комнате, потом он сам убирает только игрушки, потом он сам убирает игрушки и вытирает пыль и так далее, пока порядок в его комнате не станет только его заботой.
Теперь наша задача только контролировать границы, в рамках которых ребенок сам может определять, когда и как ему выполнять это дело, и конечно реагировать адекватно ситуации. Когда всё сделано в срок, то обязательно отметить это, показав как вы довольны тем, что он сделал все так как было договорено, и не бояться указать ребенку на его ошибку, помочь ему найти причины этого неправильного поведения.
Под самостоятельностью и ответственностью стоит понимать не только умение принимать решения и определять необходимые для его реализации инструменты, но и способность определять вектор своего дальнейшего развития, в соответствии со своими внутренними потребностями. Самостоятельный человек не только самодостаточен, но и способен делиться этой своей чертой с теми, кому такая поддержка необходима, например родителям.
Для этого важно развивать в ребенке и другие черты характера, которые в будущем помогут ему найти свою дорогу к счастью. Эти черты характера формируются как результат осмысленной работы с эмоциями: так умение справляться с собственными страхами формирует такую черту характера как смелость. А способность прощать обиды помогает стать терпеливым и прислушиваться к критике.
Умение преодолевать чувство стыда формирует у ребенка уверенность в себе и собственных силах.
Поэтому, так важно не только формировать у ребенка нужные качества, но и обращать внимание на его эмоции, не игнорировать или подавлять их, а учить прислушиваться к своим чувствам, и тому, как можно саногенно (здорОво) осмысливать свои переживания.
И в завершении хочется порекомендовать родителям, почаще присматриваться к собственному поведению и помнить, что ребенок, по сути, лишь зеркало, отражающее те эмоции и поведенческие стереотипы, которые он видит в семье. А значит если мы хотим воспитать в нем какое-либо качество, то сначала стоит попробовать воспитать его в себе.