Все эти навыки мы осваиваем всю жизнь.
От простого к сложному, навык за навыком, мы постоянно меняемся, научаемся новому каждый день. Но, учась чему-то, мы всегда учимся определенному поведению. Умственному, инструментальном у, органическому, социальному, речевому, эмоциональному.
Научение же в этом контексте - это становление нового поведения вследствие повторения жизненных ситуаций. Научение происходит, если поведение сочетается с переживанием удовольствия, то есть получает положительное эмоциональное подкрепление. При отрицательном подкреплении поведение сдерживается, подавляется и даже вытесняется в бессознательное.
Если появлению какого-либо образа начинают соответствовать определенные переживания и это повторяется достаточно часто, то сам образ становится стимулом, вызывающим это переживание. Образ, связанный с приятным или неприятным переживанием сохраняет эту эмоцию в нашем сознании и делит мир на приятное и неприятное. И чем быстрее после выполнения определенного действия наступает определенная эмоция, тем научение поведению эффективнее.
Немедленное подкрепление вызывает быстрое, но не прочное научение, отсрочка же замедляет научение, но создает стойкие психические структуры. В то же время, если отсрочка слишком велика, то происходит угашение данного поведения и оно постепенно исчезает из жизни человека, а отсутствие подкрепления заставляет переучиваться и отказываться от старых приемов выживания.
Даже наше здоровье или болезнь в значительной степени есть результат ошибок в направлении научения нашего организма, поэтому в основе лечения чаще всего лежит переучивание организма, изменение привычных моделей поведения на те, которые приведут к здоровью.
Именно поэтому человек, претендующий на самопознание и познание других, должен знать основные закономерности научения, которые обеспечивают становление и его, и его окружения. И не только знать их, но и уметь распознавать их в своих действиях, поступках, желаниях, а также научиться с ними работать.