Меню
 
Автор статьи владимир иванов

Структура болезни. Поведенческий подход к пониманию болезни.

Ранее мы рассмотрели различные концепции болезни как элементы обыденной философии:

•болезнь как следствие воздействие вредоносного фактора;

•болезнь как нарушение равновесия систем организма;

•болезнь как приспособление к стрессу.

Для того, чтобы продолжить рассматривать концепции болезни, нам придется остановиться на понимании структуры болезни. Болезнь существует в виде системы симптомов. И чаще всего лечение состоит в их устранении. Врач или напрямую устраняет симптомы, например с помощью таблетки от головной боли или лечит организм так, что симптомы исчезают сами.

В то же время стоит помнить, что симптомы часто выполняют целительные функции. Так жар, воспаление, - это защитные действия организма против болезненных агентов. Подъем температуры тела снижает жизненность некоторых микробов, повышает активность и энергию лимфоцитов, убивающих микробов. Воспаление мобилизует иммунные процессы и заживление.

Однако эти защитные действия воспринимаются больным как страдание и образуют субъективные состояния, от которых больной желает избавиться. А избавление от симптомов нарушает защитные силы организма. Например, немедленное назначение жаропонижающих препаратов блокирует защитные силы организма.

Далее рассмотрим болезнь как некоторое неадекватное поведение функциональных систем организма или личности. Сегодня это принято называть поведенческим подходом к пониманию болезни.

Организм состоит из взаимодействия различных функциональных систем (пищеварительная, сердечно-сосудистая, гормональная, иммунная и т. д.), каждая из которых состоит из соответствующих подсистем и так далее вплоть до клетки и даже молекулы.

Каждый из этих бесчисленных элементов представляет собою некую целостность, которая совершает определенные поведения, ориентированное как на восстановление самого себя, так и обеспечение целостности. Когда врач размышляет над состоянием организма в целом, он вынужден сначала выделять наибольшие структуры и исследовать их поведение.
Любое поведение может быть охарактеризовано как адекватное, истинное, и неадекватное, неистинное. То, что желудок выделяет кислый сок, само по себе ни о чем не говорит. Это поведение будет правильным, если это происходит во время еды, и непра­вильным, если сокоотделение будет происходить безотносительно к еде, а как реакция на какую-либо эмоциональную ситуацию.

Болезнь с этой точки зрения может рассматриваться как поведение организма или его функциональной части, не соответствующие своему назначению, своей роли. То есть неистинное поведение.

Обычно о поведении говорят как о хорошем или плохом, моральном или аморальном, но об истинном и ложном поведении никто никогда не говорил. Все станет на место, когда мы начнем рассматривать наши мысли как умственное поведение. Такое поведение может быть и истинным и ложным. Есть и другой аспект истинности.

Истинное – это соответствующее своей идее, функции, назначению. В этом смысле сама вещь, поведение, может быть истинной и неистинной. Итак, любое поведение, будь это поведение личности или отдельной функциональной системы, может соответствовать или не соответствовать требованиям ситуации. Истинное поведение характеризуется по крайней мере двумя признаками:

а) оно уместно, то есть соответствует ситуации: сок отделяется именно в пищевой, а не в иной ситуации. Если же сок отделяется из-за обиды, которую ребенок получил в школе на уроке, то оказывается, что сок отделяется в пустой желудок и он там совершенно неуместен и вызывает гастрит;

б) эти акты соответствуют идее поведения, то есть мотивы и цели этого поведения согласованы.

Если оба этих признака имеют место, то мы можем говорить об адекватном, уместном поведении. Если же какой-либо из этих признаков отсутствует, то поведение неадекватное.
В целом такая философия адекватного и неадекватного поведения имеет обобщенный характер и может быть распространена на жизнь вообще, а не только частную жизнь желудка. Поясним это притчей.

Иванушка увидел процессию и стал веселиться, как он это делал на свадьбах, но за это он был бит и ему было больно. Оказалось, что это была похоронная процессия. Ему сказали, что нужно было при этом не веселиться, а плакать и горевать. В следующий раз Иванушка, увидев процессию, разодрал одежды и стал посыпать голову прахом земли, демонстрируя горе. Он был снова бит, так как эта процессия на этот раз была свадебной.

Страдания, которые выпали на долю дурака, несмотря на благие намерения, были следствием его поведения, не соответствующего ситуации. Как и наш больной желудок, в каждом отдельном случае он правильно изображал и веселье и горе. Он притом имел еще и благие намерения, хотел сделать как надо или как лучше, но все равно был бит, ибо его поведение было не адекватным.

Точно так же желудок сам по себе совершает полноценное действие, но его адекватность или болезненность обнаруживаются вследствие несоответствия этого поведения ситуации, причем возникает универсальный симптом неадекватности – страдание или боль.



Продолжение следует.
А.В. Иванов.
Рекомендуем к прочтению