Меню
 
Автор статьи владимир Иванов

Внутренняя картина и прогноз болезни


Каждому имени болезни приписывается определенный класс безопасных, опасных или смертельных заболеваний. Это присваивание классов, как правило, берется из практики научной медицины, однако некоторые врачи с явным удовольствием сообщают больному о неизлечимости некоторых заболеваний. Но следует учитывать, что научные прогнозы могут внедряться в сознание больного и создавать картину болезни и отношения к ней.

С такой же легкостью больной может сам создавать свой прогноз, который формирует соответствующее отношение к болезни. Это может быть как легкомысленно безразличное отношение, так и ипохондрическое отношение с явной уверенностью в неизбежности смерти. Могут звучать такие слова: "Иванов болел этим же и быстро умер! Я чем лучше Иванова? Он был здоровее меня!". А иногда человек не желает признавать свою болезнь, отрицает ее из страха перед нею, упорно продолжая считать, что врачи ошибаются, ставя пугающий его диагноз.
Если больной преувеличивает неблагоприятность и возможность летального конца, то это принято называть гипернозогнозия, а в случае преуменьшения - анозогнозией. Но и в том и в другом случае прогноз оказывает большое влияние на поведение человека. В соответствии с прогнозом может изменяться даже восприятия собственных симптомов болезни. Так язвенник может сообщать врачу о кровотечениях, которых нет, хотя на самом деле их нет.

Прогноз также может касаться и определенных методов диагностики и лечения. Агрессивные диагностические процедуры, которые причиняют страдание большее, чем симптомы болезни, могут навести больного к предположению о чрезвычайной опасности врачебного вмешательства. Некоторые лечебные мероприятия также оцениваются прогностически. Например, операция, относительно которой больной строит предположения о большой вероятности осложнений и летальности.

Чаще всего на прогноз болезни влияет страх перед вмешательством во внутреннюю среду организма, а следовательно страх смерти. Врач же, который не умеет управлять этим прогнозом может встретить неожиданное сопротивление лечению.

Например, удаление матки может связываться женщиной с полным отключением сексуальной жизни и тем самым побуждает отказаться от лечения, которое необходимо для спасения жизни. В этом случае действия врача должны быть направлены на устранение этих страхов методами психотерапии. Одним из рабочих инструментов в этом случае может стать разложение страха смерти на его составляющие методами саногенного мышления
Прогноз формирует также внутреннюю картину болезни. Это важное понятие медицинской психологии, так как объективная картина болезни и то, как она воспринимается больным, то есть внутренняя картина, часто отличаются.

Страх и беспокойство по поводу болезни, которая не представляет опасности с одной стороны и оптимизм и уверенность больного на наиболее опасной стадии инфаркта или эйфория, предшествующая смерти, говорят именно об этом. Поэтому врачу нужно уметь соразмерять и согласовывать внутреннюю картину болезни с объективным состоянием больного.

Такое сознание влияет на поведение и выздоровление. Так порез на коже может вызвать разные реакции у человека, который безоговорочно разделяет инфекционную теорию болезней и панически боится заразиться столбняком и у того, кто вообще об этом не думает и просто заклеивает рану пластырем.

Простудившийся может предполагать, что если через каждые два часа выходя в сад и став босыми ногами "на грудь матушки сырой земли" он будет выливать на себя ведро ледяной воды, то через три дня он будет здоров. А больной, склонный к уничтожению вредного источника болезни, который проник в его организм, инфекции, может предпринять шаги, наносящие вред его здоровью намного больший, чем простуда.
Основными элементами внутренней картины болезни являются:

· ощущения больного, восприятие и переживание симптомов, то есть защитных действий собственного организма;

· эмоции, связанные с болезнью: страх, боль, тревога, депрессия, эйфория, органические ощущения;

· понимание происхождения и причин болезни, то есть концепция болезни;

· прогноз ее дальнейшего развития и надежды на выздоровление;

· схема тела и ее нарушения.

К внутренней картине болезни не относятся те психические процессы, которые порождают болезнь, то есть эмоции, которые включают патогенные реакции, составляющих физиологическую сущность болезни. Врачевание же в значительной мере состоит в том, чтобы эти психические процессы сделать осознаваемыми и включить во внутреннюю картину болезни.

Больной, понявший, что его язва есть продукт психосоматической связи его конкретной эмоции с пищеварительными реакциями желудка, совершенно иначе будет строить план своего выздоровления и иначе относиться к своей болезни.

Таким образом, то, как человек сознает свою болезнь, влияет на его поведение, на прогноз болезни и в конечном счете состояние его здоровья.


Иванов В. А.
Продолжение следует.
Рекомендуем к прочтению