Меню
 
Автор статьи Александра Копецкая

Как распознать и побороть эмоциональное выгорание?

Наверное, каждый человек хоть раз в своей жизни испытал эмоциональное выгорание – состояние неудовлетворения результатами своей деятельности. К нему приводит утрата удовольствия от работы, от бизнеса и от жизни вообще.

Первые признаки выгорания – хроническое напряжение и постоянный стресс. Нередко предприниматели обращаются к психологу за помощью в устранении уже проявившихся последствий эмоционального выгорания: например, раздражительности, плохого сна, участившихся конфликтов с поставщиками-клиентами-персоналом, ссорами в семье, проблемами с алкоголем и пр.



Если человек не может заставить себя идти на работу или не может выполнять повседневную деятельность, которая раньше приносила ему удовольствие, либо начинает небрежно относится к своему труду и обесценивает его результаты, то на лицо симптомы эмоционального выгорания.
Правда, до такого состояния я никому не советую доводить. Важно захватить выгорание на самом раннем этапе. Как это можно сделать?

  • Вы чувствуете себя хорошо, но в течение дня у вас крутятся негативные образы, голова занята, в большей степени, предвидением каких-то проблем.

  • Вы начинаете приходить в состояние постоянного «перемалывания» одной проблемы за другой (причем одних и тех же проблем, по кругу).

Вот к этим процессам люди зачастую относятся небрежно. И доходят до психолога или бизнес-коуча уже в состоянии явно выраженного выгорания. Задайте себе вопрос: «Что хорошего у вас происходит в работе и в бизнесе»? Если ответ на этот вопрос у вас не вызывает затруднений, значит, никакое выгорание вам не грозит. Если вы затрудняетесь ответить, значит, надо принимать определенные меры.


Нужно искать переживания, которые «застряли» в вас, и не давать им накапливаться. Чаще всего выгорание связано с вялотекущими слабыми ситуациями, оно не может проявиться внезапно, как реакция на какой-то сильный стресс, оно накапливается постепенно, иногда, даже не заметно для человека.

Недавно ко мне пришел руководитель небольшой компании, торгующей мототехникой и комплектующими. Он любит свое дело, сам бывший гонщик. И говорит: «Что-то в последнее время меня перестали понимать сотрудники. Я им говорю одно, а они делают совершенно не то. То ли я говорю неправильно, то ли сотрудники поглупели...». В итоге выяснилось, что он просто не может связно говорить: даже в нашей беседе он не закончил ни одного предложения, ни одной мысли. Он обрывал фразы, думая, что я пойму по контексту, что он имеет в виду. В голове у него царила «суетливость», связанная с резким спадом продаж компании 2-3 месяца назад. Нестабильная экономическая ситуация в компании потребовала ликвидации последствий. У предпринимателя появились переживания, несильные, поэтому человек оставил их без внимания, а в результате эти переживания переросли в суетливость. Она-то и проявилась в неконкретности задач, поставленных сотрудникам, и в отсутствии взаимопонимания.

Теперь плохая новость: универсальных рецептов, которые помогут справиться с последствиями «непрожитых» переживаний и решить проблемы эмоционального выгорания, не существует. Помогать «эмоционально выгоревшим» нужно индивидуально. Но я советую выполнять ряд «профилактических» упражнений, которые помогут вам не стать жертвой выгорания.

Пишите о хорошем

Мой любимый метод – письменное упражнение. Вы можете сесть в любое время дня и записать все то хорошее, что с вами случилось. При этом мыслить надо в категории «мой стакан на 10% полон», а не «на 90% пуст». Очень важно фокусироваться на положительных моментах, потому что утрата удовольствия и удовлетворения – очень опасна. Необязательно выполнять это упражнение каждый день. Чувствуете, что настроение не очень — сели и записали все хорошее, чтобы сосредоточиться на успехах и не утрачивать мотивацию к труду.


Проживайте, заканчивайте неприятные переживания

Понимая причины ваших переживаний, вы сможете их прожить и оставить в прошлом. Поэтому надо запомнить простые принципы. Наши переживания — результат эмоций. А любая эмоция возникает из сравнения реального положения вещей с неким «идеалом». Если одно с другим не совпадает со значением «хуже», то возникает переживание. Вся разница лишь в том, куда направлены ожидания. Если мои ожидания направлены к другому человеку, и они не реализовались, то возникает обида. Если я что-то выполнить не могу для другого, возникает чувство вины. Если я не выполняю что-то для себя и не оправдываю своих ожиданий от самого себя, возникает стыд. Если ожидания направлены в будущее, возникает страх.

Что такое страх? Это предвидение неприятного переживания, это неоконченное действие. В будущем нас пугают даже не сами события, а собственные чувства во время этих событий. Например, в чем суть страха публичного выступления перед собственным трудовым коллективом из 5-6 человек? Это страх стыда. Чтобы с этим страхом (как неоконченным действием) справиться, нужно его закончить, завершить. Нужно представить себе, что вы попали в эту ситуацию публичного выступления и пережить ее от самого начала до самого конца. И делать нужно это в состоянии покоя, чтобы сердце не стучало, щеки не краснели, в животе не крутило. После нескольких повторений-проживаний возникает состояние, когда вам кажется, что все эти неприятные эмоции уже в прошлом. И в реальности вы начинаете выступать спокойно.

Другая частая ситуация: утром вы просыпаетесь и думаете: «Ох, как я не хочу опять идти на работу, и там нужно будет врать клиентам, решать проблемы с налогами. Но идти надо, и я пойду...» Вот здесь (и в любых других подобных случаях-мыслях) вы должны просто прекратить насилие над собой. Заставлять себя что-либо делать не нужно. Нужно думать о том, как вызвать в себе желание делать. А из желания надо постепенно сделать привычку!

Рекомендуем к прочтению