Меню
 
Автор АЛЕКСАНДРА КОПЕЦКАЯ

ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ. ДУМАЙТЕ, ЧТО ГОВОРИТЬ.

Высказывание как первичный элемент речевого поведения имеет ту же психическую структуру, что и любое поведение, то есть у всего, что мы говорим есть мотив, цель, ориентировки и обратная связь.

Итак, любое, даже самое простое высказывание имеет свой мотив. У всего, что мы говорим, есть цель и часто, если не всегда, она именно в том, чтобы удовлетворить наши потребности за счет слушающего. Даже, если мы не осознаем эти цели, они все равно присутствуют. Рассмотрим этот механизм подробнее.

Применительно к высказыванию следует обратить внимание на то, что в реализацию сформировавшего его намерения должен быть вовлечен слушающий. Поэтому движущей силой высказывания становится с одной стороны слушающий, а с другой – говорящий, у которого есть желание сделать свои высказывания и намерения понятным для слушающего.
Если мотив высказывания из-за привычек, сложившихся у нас, когда мы еще только учились говорить, автоматически трансформируется в речевое поведение, то мы не наблюдаем внутренней умственной работы по определению цели высказывания, подбора слов, организацию их в линейный ряд.

Все происходит само собой, и внутреннюю речь найти будет крайне сложно. Если же в разговоре возникают трудности или препятствия к построению высказывания, то речь автоматически сдерживается и начинается сознательное формулирование речи или умственное экспериментирование по построению высказывания. Именно этот процесс и воспринимается нами как внутренняя речь.

Внутренняя речь - это не проговаривание про себя или не разговор с самим собою, а некий переходный этап между мотивом и замыслом, мотивацией мышления, "мыслью" и ее произнесением. Внутренняя речь всегда обращена не на слушающего, а на самого говорящего.

Таким образом, готовя свою речь мы настраиваем ее на реализацию мотива и делаем ее соответствующей цели высказывания. Так говорящий уже знает, что хочет сказать, поскольку благодаря внутренней речи уже сформулировало свое высказывание.
Итак, если высказывание привычно, то необходимость во внутренней речи отсутствует. Этот процесс обнаружен с помощью регистрации тонких движений речевого аппарата, которых становится заметно больше, когда возникают затруднения в построении речи.

И они же практически сходят на нет, когда высказывание привычно или не требует предварительного анализа. Когда мы говорим «Милый, поставь чайник», вряд ли мы заранее обдумываем свои слова. Но если мы объясняем мужу, почему он не прав, то уверяем вас, внутренняя подготовка к произнесению слов идет полных ходом.

Код речи. Блиц.

Сегодня очередной выпуск рубрики - Код речи.

Алексей Александрович Биркин последние три месяца занимался научными исследованиями и как только смог выкроить время сразу приехал к нам в гости. Мы провели небольшой блиц по Вашим вопросам к нему.

Приятного прослушивания!
Рекомендуем к прочтению