Автор АЛЕКСАНДРА КОПЕЦКАЯ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Одной из функций мышления является осмысление и разрешение проблем в уме, прежде чем их решать в жизни. Проблема или задача возникает, если существует желание, а способ его достижения неизвестен. В таких случаях ориентировка и мышление будут направлены на осмысление текущей ситуации и желательного результата активности.

У любой проблемной ситуации есть структура и как правило они одинаковы:

а) есть интерес человека, его потребность или желание достичь некоторой цели, связанной с определенного рода удовлетворениями, обусловленными особенностями личности, успех, престиж, самоутверждение или что-либо иное;

б) существуют обстоятельства, в которых могут быть или не быть средства для достижения этих целей;

в) методы, программы поведения, или действия, которые могут привести к цели неизвестны;

г) средства или ресурсы, необходимые для достижения цели неизвестны или недостаточны.
Виды проблемных ситуаций можно определять с учетом тех потребностей, которые способствуют возникновению проблемы и перечисленных выше комбинаций затруднений, которые возникают в стремлении к удовлетворению этих потребностей.

Если проблема активизируется познавательным интересом, то проблема может рассматриваться как познавательная. Если проблемы возникают в связи с желанием быть признанным или с достижением успеха, то они могут называться проблемами, связанными с успехом Для решения каждого типа задач требуется свой способ мышления: познавательное мышление, мышление успеха, мышление престижа.

Началом решения задачи всегда является затруднение, дискомфорт вызванный тем, что нет привычных способов или условий достижения цели. Подобное затруднение стимулирует ориентировочное поведение. Результатом ориентировки должен быть анализ условий, (определение ключевых объектов ситуации), выработка предполагаемого плана достижения цели, обеспечение плана ресурсами и информацией, выработка критериев правильности исполнения плана по промежуточным и итоговым результатам.

Это требует внимания и создания некоторого целостного внутреннего поля мышления, в пределах которого совершаются все умственные операции. Это предполагает установление точного отношения между условиями и планом и конечным результатом, сдерживание привычно возникающих операций, которые заведомо неэффективны, сличение результатов с условиями и целью.
Выше описан процесс, который возникает при решении внешних проблем. Однако, следует помнить, что у человека могут быть внутренние проблемы, связанные с определенными переживаниями. Если вы испытываете обиду, вину или стыд, ваша мысль должна быть направлена на то, чтобы устранить причины, вызывающие эти эмоции и уменьшить страдание от их переживания.

В данных случаях целями умственною поведения является уменьшение страдания, вызванного переживаниями эмоций.

Однако мышление, направленное на решение внутренних задач, имеет существенный недостаток. Оно дает лишь временную и локальную защиту. Например, оттого, что вы подумаете о вашем обидчике плохо, вам станет легче на какое-то время. Но это не уменьшит вашу обидчивость и может привести к тому, что Вы будете воспринимать других в вашем окружении как потенциальных обидчиков. Хвастаясь человек может тоже получить временное и локальное удовлетворение, но в другой раз люди могут ему не поверить.
Недостаточная эффективность мышления обусловлена тем, что человек не может правильно проанализировать свои эмоции, так как они дезориентируют мышление Обидевшийся человек не в состоянии анализировать свою эмоцию, так как он, во-первых, не знает как устроена, и, во-вторых эмоция управляет его мышлением и подчиняет его своим целям.

Рефлексия обиженного человека направлена не на постижение эмоции, а целиком приобретает защитно-оборонительный характер и тем самым дезорганизует мышление.

Что же делать, спросите вы.

Анализировать, прежде чем говорить, останавливаться себя и давать время своему мышлению на ориентировку в пространстве. Искать способы взглянуть на ситуацию шире.

О концептуальном мышлении!



Сегодня у нас долгожданный гость, профессор, д-р технических наук Андрей Георгиевич Теслинов.

Мы немного коснулись концептуального мышления и образования для взрослых.

Ресурсы Андрея Теслинова:
Сайт
Сайт 2
Группа в ФБ

Рекомендуем к прочтению