Меню
 
Автор статьи ВЛАДИМИР ИВАНОВ

Философия саногенного мышления

Философия определяет то, как человек думает о себе, своем окружении, своих жизненных проблемах. Различают философию обыденной жизни и философию как мышление о вселенной и существе жизни в целом.

Философия обыденной жизни обоснована мышлением человека, связанным с его жизнью и поведением. К основным функциям мышления относятся, во-первых, информационное обеспечение поведения человека в постоянно изменяющихся обстоятельствах, а во-вторых, объяснительная функция, которая дает ответ на вопрос, почему обстоятельства именно таковы, какими они являются.

Разрастаясь, вторая функция мышления становится жизненной философией отдельного человека. Эмоциональный стресс возникает вследствие того, как мы определяем ситуацию, его вызывающую, а наши мысли о ситуации в конечном счете, зависят от нашей жизненной философии.
Например, вас обидели или оскорбили год назад, но сегодня вы снова страдаете от воспоминания об этом, хотя здесь и сейчас вас никто не обижает и не оскорбляет.

Очевидно, что это - следствие вашего патогенного мышления, которое оперирует стереотипами вроде: "справедливо, когда наказание соразмерно проступку". Или ваш сын разбил вазу и вы его наказали. Почему же, когда он в прошлый раз разбил стакан, вы его не наказывали? Ответ в вашей жизненной философии: "так как ваза дороже стакана".

Это мышление в данном случае порождает чувство вины, поскольку вы причинили страдание любимому человеку. Вы думаете, что поступили справедливо, разумно, но состояние вины свидетельствует о какой-то ошибке и является продуктом доморощенной философии.

Следовательно, философские ошибки способны порождать страдание и кризис так же как и ошибки профессиональные или бытовые.
И хотя поведение человека зависит от его жизненной философии, профессиональная философия не желает заниматься отдельным человеком и его здоровьем, поскольку это не входит в ее предмет.

Такие понятия как счастье, здоровье, страх смерти или просто страх, стыд, ревность и другие подобные вещи были отнесены к этике и психологии, хотя без труда можно понять, что эти состояния человека возникают в большей степени под влиянием привычек мышления, под влиянием обыденной философии.

Вспомним, что философия «обслуживала» отдельного человека лишь на заре ее становления. Античные философы решали главный вопрос, как правильно следует думать, чтобы достигнуть полную гармонию с самим собой, со своим окружением и с богами.

Они считали, что мир изменяется по воле богов, а не по воле людей, но несмотря на это мы все же можем спастись, изменив наше мышление и соответственно с этим изменив отношение к этому миру. Философы думали над тем, как управлять своими страстями и не наносить вреда себе и другим.
С политическим торжеством христианства философы подверглись гонениям. Позже, в средние века философия возродилась, но уже в роли служанки богословия, обслуживающей не отдельного человека, а церковь.

Поскольку, к функции спасения христианство относилось ревниво и считало себя единственным посредником на пути спасения, стало считаться, что спасение возможно только с помощью церкви. Поэтому философия, вынужденная соглашаться с этим подходом, не могла исследовать способы мышления, ведущего к спасению.

С развитием науки, с победой светского сознания над религиозным, философия изменилась. Целью философии стало обслуживание науки в познании природы и общества и в построении теорий, объясняющих законы природы.

Но многие вопросы так и остались без ответа. Как нужно мыслить для индивидуального спасения при жизни? Как именно нужно мыслить, когда ты оскорблен, обижен, страдаешь от ревности, чтобы тебе не стало еще хуже? Как быть, если твои близкие не любят тебя, или ты разорен, или твоей зарплаты хватает только на хлеб и воду?

На все эти вопросы академическая философия не дает ответы. На них стали отвечать различные направления психотерапии, каждая из которых стремилась выработать философию обыденной жизни без научной философии.

По сути ни одно из этих направлений не ставит задачей изменение жизненной философии своего пациента и только в системе саногенного мышления возникает задача обучения пациента научной философии жизни.

Мы понимаем, что обращение философии к отдельному человеку требует совершенно иных методов и стиля, который забыт со времен античности. В системе же саногенного мышления человек усваивает основы научной философии применительно к своим проблемам, порождающим обиду, вину, стыд, гнев, страх и другие эмоции.

Усвоение саногенного мышления, то есть выработка ментальных привычек нового мышления обеспечивает более совершенное приспособление человека, которое позволяет ему эффективно контролировать свои эмоции и не допускать того, чтобы они превращались в убивающих его агрессоров.

Продолжение следует...
Иванов В.А.
Рекомендуем к прочтению