Меню
 
Автор статьи владимир иванов

Виды и свойства внимания. Порог восприятия

Различают непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное активизируется чаще всего в неожиданных ситуациях. Произвольное же внимание активизируется целью, которая может быть сознательной и произвольной, а иногда даже не соответствовать той потребности, которую испытывает человек в данный момент.

По сути произвольное внимание и волевой акт идентичны, поскольку воля как раз и состоит в том, чтобы сосредоточить внимание объекте, который соответствует нашему волевому решению.

Иногда произвольное внимание называют волевым вниманием, поскольку оно связано с определенным усилием, направленным на сосредоточение внимания. Например, когда я должен выполнить моральный долг, то могу на время забыть, что хочу есть, то есть программы пищевого поведения игнорируются моим вниманием, а цели связанные с исполнением долга становятся объектом произвольного внимания.
Русский физиолог А. А. Ухтомский установил, что очаг возбуждения в коре головного мозга, названный им доминантой, обладает способностью привлекать к себе энергию любых иных возбуждений и раздражителей, даже не связанных с ситуацией.

Это способствует выживанию и касается и сенсорных процессов. Так, зрение становится более острым, если при этом возникают слабые звуки или если вы смочите лоб холодной водой.
В эмоциях принцип доминанты еще более отчетлив. Например, гнев, вызванный препятствием, может усиливаться под влиянием сопротивления.

Этим часто объясняется усиление гнева под влиянием слабости и беспомощности жертвы, что ведет к развитию садизма, способствует превышению пределов необходимой обороны, когда уже повергнутый противник без нужды, а ради удовлетворения гнева забивается до смерти или калечится.

В развитии психосексуальной сферы принцип доминанты в сочетании с научением приводит к совершенно неожиданным результатам.

Так, накопленная энергия полового влечения (половая доминанта) может получить разрядку под влиянием любого сильного раздражителя, будь то испуг, гнев, боль даже всплеск чувства вины.

Этот феномен может вследствие научения создавать странные комплексы, именуемые половыми извращениями. Но процесс внимания, однако, не может быть полностью описан понятием доминанты.

Внимание охватывает все виды действий: перцептивные, моторные, умственные и мнемонические. Любое действие может быть организовано и осуществлено только с использованием внимания.
Принято выделять следующие свойства внимания:

  • объем внимания, то есть число объектов, которые держатся в поле восприятия,
  • устойчивость внимания, то есть длительность сохранения объекта в фокусе внимания без переключения его на другие объекты,
  • колебания внимания, которые возникают непроизвольно, когда внимание к некоторому объекту ослабевает или усиливается, а в поле внимания входят и выходят другие объекты.
Внимание всегда распределено между различными объектами.

Активизация любых функциональных элементов, составляющих какие-либо действие, координирование и согласованность их в процессе действия требует сосредоточения внимания то на цели, то на ключевых стимулах ситуации, то на плане действия и его реализации.

Чем лучше действие отработано или доведено до автоматизма, тем возможности распределения внимания на другие объекты возрастают. Можно полагать, что объем внимания для каждого человека является относительно постоянной величиной, но он увеличивается за счет отработки умения распределять внимание и путем тренировки в исполнении определенных действий, доведения их до автоматизма.
Внимание, не «направляет» сознание на объект, а изменяет пороги восприятия определенного вида объектов, соответствующих либо доминирующей потребности либо сознательному решению.

Например, если в прошлом запах был связан с пищевым удовлетворением, то вероятность того, что почувствовав похожий запах, память присвоит ему значение пищевого объекта и с этого момента организм будет этот объект рассматривать как пищевой и соответственно будет делать то, что надо делать по уже имеющейся программе.

Внимание для этого обеспечивает две умственные операции:

а) присвоение данной ситуации класса пищевых ситуаций

б) присвоение определенному объекту значения «пища».

То есть никакого «направления сознания на объект» не происходит. На поверку оказывается то, что внимание в данном примере просто обслуживает потребность в пище, изменяя пороги восприятия объекта.

Так возбужденная пищевая потребность снижает пороги восприятия пищевых объектов, фокусируя сознание на поиске пищи, ориентируя его на удовлетворении потребности.

В целом сосредоточенность на любой цели также способствует изменению порогов восприятия тех операций, которые включаются в план достижения данной цели.
Рекомендуем к прочтению