Рассмотрим также целеустремленность, как черту характера. Целеустремленность, в сущности, представляет собой способность человека сохранять длительное вовлечение в ситуацию, в которой результат деятельности (подкрепление) отсрочен, но в тоже время предвкушение отсроченного успеха является достаточно мощным мотивационным стимулом для продолжения деятельности, даже если она и не содержит в себе мотивационной поддержки.
Таким образом, при наличии целеустремленности возможно научение без внешнего подкрепления, поскольку любое действие, приближающее к конечной цели создает переживания, подкрепляющее это действие. То есть, чем больше целеустремленности в человеке, тем больше в нем внутренних возможностей для самоподкрепления , а достижение цели является главной из них.
Самоподкрепление открывает человеку безграничные возможности для самосовершенствования, давая ему независимость от одобрения и признания окружающих людей. Все мы знаем гениев, которые опередили свое поколение благодаря этой независимости от одобрения и признания людей.
Однако при самоподкреплении развитие может пойти и в опасном направлении. Возможности самоподкрепления открывают широкий простор для ненормального развития, то есть все более и более отклоняющегося от общественных требований к поведению.
Например, общество считает неприемлемым получать удовольствие от причинения страданий другим. Общество осуждает садизм, но, благодаря самоподкреплению , человек может вырасти в садиста. Создание сект и иных замкнутых группировок единомышленников позволяет создать систему самоподкрепления для идей, которые неприемлемы для общечеловеческой системы ценностей.
Так Раскольников раскаялся на каторге в том, что убил старуху-процентщицу, но он бы никогда не раскаялся, если бы у него была партия, члены которой разделяли бы его идею уничтожения плохих людей.
Вывод - самоподкрепление, само по себе, несет роль закрепления поведения, но в разных системах воспитания концепции "я" приводит к разным результатам.