Автор АЛЕКСАНДРА КОПЕЦКАЯ

МОТИВЫ И ВИДЫ РЕЧИ

«У человека всегда бывают два мотива для всякого поступка:
один, который красиво выглядит, и второй, подлинный».

Джон Пирпонт Морган



Аффективная речь, когда мы говорим не обдумывая свои слова под влиянием эмоций, характеризуется отсутствием четкого мотива и ориентации на слушающею. Бессознательно мы выражаем эмоциональное состояние. "Ах!", "Фу-ты, ну-ты!", "Черт возьми!", говорим мы, не обдумывая заранее, как это произнести. В то же время даже аффективная речь, может иметь мотив. Например, обиженный человек может даже не осознавать, что, выговаривая свою обиду он стремится вызвать у обидчика чувство вины.

Диалог в свою очередь имеет более четкие мотивы. Каждая сторона в процессе диалога находит подтверждение своим мыслям или старается избавиться от скуки, или снять свою тревогу. Диалог может быть использован как для познания другого человека, так и ради того, чтобы узнать как мы воспринимаемся другими людьми .

Диалог всегда тесно связан с ситуацией и характеризуется использованием жестов, мимики, интонации. Роль же слушающего и говорящего в диалоге, а соответственно и управление речью, переходит от одного его участника к другому. Но в любом диалоге говорящие точно знают, о чем идет речь.

И это позволяет им использовать намеки, полутона, аллегории. Например, даже слово "Да!" будет иметь совершенно разный смысл в зависимости от того, о чем вас спросил собеседник.

Для полноценного диалога от нас требуется умение слушать, во время остановиться, понимать с полуслова. Нарушение же общих правил диалога (перебивание, не слушание) приводит общающихся в состояние раздражения.

Фрустрация может происходить от того, что вам не дают высказаться или вас не слушают и не понимают, или возникают внешние помехи, что делает ситуацию эмоциональной и часто насыщают ее агрессией и гневом.
Эмпатическое слушание как вид речи – это искусство врача слушать пациента так, что последний приобретает полную уверенность в том, что он понят. Этому искусству можно и нужно научиться.

Монолог, например, выступление перед аудиторией, характеризуется относительным постоянством ролей говорящего и слушающею или слушающих. Однако и монолог не исключает возможности диалога.

Драматизируя те или иные моменты монолога, говорящий может создать условия для начала диалога. Например, обращенный к аудитории вопрос вовлекает слушателей в диалог, мотивируя их дать ответ.

Следует помнить, что монологическая речь требует более строгого грамматического структурирования высказываний. А искусство монолога сильно зависит от навыков артикуляции, дикции, дыхания, тембра и благозвучия голоса говорящего. В противном случае монолог может быть воспринят слушающими как несвязное бормотание.
Зная особенности и требования к различным видам речи, говорящий может быть готов к любому диалогу, монологу и даже к эмоциональному высказыванию. Понимая, зачем он говорит и чего хочет добиться, он сможет высказаться так, чтобы его поняли.

Коды речи, что это и есть ли они?


Очередной прямой эфир на РТВ Подмосковье в программе "Мы и мир"
В гостях у ведущего Павла Подкладова, кандидат медицинских наук, действительный член академии естественных наук, полковник медицинской службы в запасе, Алексей Биркин и психолог, один из авторов технологии Чувство покоя, Александра Иванова.


Рекомендуем к прочтению